Исследование слухового восприятия

При оценке слухового гнозиса не следует забывать о наличии двух слуховых систем — речевого (фонематического), связанного у большинства людей с функциями левой височной области, и неречевого слуха, за который, как правило, «отвечает» правая височная доля.

Повторение звуков, слогов, слов. Испытуемого просят повторять отдельные звуки, слоги или слова, которые предъявляются парами или тройками.

В качестве стимульного материала используются:

  • парные согласные («б-п», «д-т-д», «г-к», «з-с-з» и т.д.);
  • слоги, имеющие в составе парные согласные («ба-па», «да-та-да», «га-ка-га»);
  • слоги с разными гласными, но постоянной согласной («би-бо-ба», «ку-ко-ки»);
  • слова с парными согласными («дочка-точка», «бочка-почка»).
  • похожие по звучанию слова («слон-стол-стон»). Поиск картинки по наименованию.

Испытуемого просят найти и показать картинки, изображающие произнесённые нейропсихологом пары или тройки слов (например, «крыса-крыша», «мишка-миска»).

Требуется показывать изображения в том же порядке, в котором он слышит их названия. Помимо данных о слуховом восприятии, результаты выполнения данной методики также дают косвенную информацию о состоянии зрительного восприятия.

Необходимо учитывать тот факт, что качество выполнения этих методик зависит не только от состояния фонематического слуха, но и от состояния других звеньев речевых функций. О методах исследования нарушений речи и ошибках, которые может допускать пациент в этих и других пробах, будет сказано ниже.

Оценка и воспроизведение ритмов. Данная методика проводится в три этапа. На первом из них испытуемый должен прослушать простые ритмы, включающие от двух до пяти равномерных ударов и сказать, сколько раз постучал нейропсихолог.

Ритмические структуры разного объёма необходимо предъявлять в случайном порядке. Ритмы отстукиваются по столу карандашом.

На втором этапе испытуемый должен прослушать серии из трёх групп по два, по три или по четыре удара. Данные последовательности также следует предъявлять в случайном порядке. После каждой серии от испытуемого требуется сказать, по сколько раз постучал нейропсихолог.

Три варианта предъявления задания позволяют дифференцировать первичные ошибки, связанные с недостаточностью слухового гнозиса, от вторичных, вызванных кинетическими трудностями выполнения ритмических движений, или вербализацией услышанного.

Определение типа слуховой асимметрии. Классические нейропсихологические методы определения данного типа сенсорной асимметрии предлагают использование двух простых тестов, которые позволяют увидеть, какое ухо является доминирующим.

Е.Д. Хомская предлагала использовать с этой целью прислушивание к тиканью часов или к голосу в телефоне.

Однако практика показывает, что последняя проба довольно часто даёт ошибочные результаты, поскольку характер её выполнения зависит от того, какой рукой пациент берёт телефон.

Чтобы исключить этот фактор, лучше отдать предпочтение прислушиванию к часам, соблюдая при этом два условия:

  • часы во время выполнения теста лежат на столе строго напротив испытуемого;
  • испытуемого просят приложить ухо к часам, не беря их в руки.

В то же время, наиболее точным методом оценки слухоречевой асимметрии является дихотическое прослушивание.

К сожалению, из-за необходимости использования аппаратуры с аудиозаписью стимульного материала, эта методика нечасто используется в нейропсихологической практике.

В процессе дихотического прослушивания испытуемому через наушники по раздельным каналам одновременно предъявляются два набора слов. Таким образом, каждое ухо воспринимает «свой» стимульный ряд.

Слова подаются сериями: 16 серий по 4 пары слов. Интервалы между словами составляют 0,5 с, между сериями — 20 с. Во избежание влияния технических артефактов, после 8 серий наушники меняются местами.

Слова должны быть односложными, часто употребляемыми и хорошо знакомыми испытуемому, например: пень, тень, кот, сад. Во время пауз между сериями пациент называет все слова, которые он услышал.

Целесообразно перед началом выполнения методики предложить испытуемому потренироваться и прослушать предварительную серию из 12 пар слов.

На результаты дихотического прослушивания заметное негативное влияние могут оказать снижение слуха на одно ухо, слабость слухоречевой памяти и неустойчивость внимания. Тем не менее, обычно удаётся увидеть тенденцию к большему использованию правого или левого уха при восприятии вербальной информации.

Показателем доминирования того или иного полушария в слухоречевом восприятии является «коэффициент правого уха» (Кпу). Его определяют по формуле:

Кпу=[(п – л)/(п + л)]  100, где п и л — общее число правильно воспроизведённых слов с правого и левого уха соответственно.

Положительное значение Кпу указывает на доминирование правого уха (левого полушария), а отрицательное — на ведущую роль левого уха (правого полушария) при восприятии вербальной информации. Если –5 < Кпу < 5, это говорит о наличии симметрии в слуховой сфере.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)