Работа над восстановлением мыслительных операций и критичности мышления

Нарушения мышления возникают при различных очаговых поражениях мозга, поэтому сам интеллектуальных процесс нарушается по-разному в зависимости от расположения патологического очага.

При поражении задних (гностических) отделов мозга происходят нарушения в операционном звене интеллектуального акта, проявляющиеся в виде дефектов синтеза поступающей информации в симультанные системы.

Поражение передних (лобных) областей приводит к грубому нарушению всего строения интеллектуальной деятельности при сохранности отдельных мыслительных операций.

В одних случаях это происходит из-за инертности нервных процессов, в других — из-за импульсивности поведения, в некоторых ситуациях — вследствие нарушения программирования, регуляции и контроля действий.

Психологическая структура интеллектуального акта включает, прежде всего, мотив, делающий задачу актуальной, а её решение необходимым. После формулирования задачи следует ориентировочно-исследовательская деятельность, в ходе которой субъект анализирует условия задачи.

Следующим этапом является выбор стратегии решения задачи, после чего человек осуществляет подбор соответствующих средств и операций, адекватных решаемой задаче.

Субъект составляет план, который реализуется с помощью отдельных операций. В течение всего процесса решения задачи человек контролирует свои действия путём сличения результатов с исходными данными.

Мышление, являясь саморегулирующейся формой психической деятельности, предполагает наличие самоконтроля, сохранность которого ведёт к коррекции неправильных ходов, могущих возникнуть в процессе решения той или иной интеллектуальной задачи.

Методологической основой восстановления процессов мышления в отечественной нейропсихологической традиции, наряду с принципами Л.С. Выготского и А.Р. Лурии, является теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина, применение которой в реабилитации подробно изложено Л.С. Цветковой , Ж.М. Глозман, Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой, Фукаловым Ю.А. и Шкловским В.М. и другими авторами.

Для восстановления процесса мышления традиционно используются различные виды заданий, включающих серийную деятельность: решение арифметических задач, конструирование, составление рассказов по сериям картинок, классификацию, нахождение сходств и различий, завершение предложений и рассказов, объяснение главной мысли рассказа и т.д.

Существующие программы восстановления мышления можно условно разделить на две группы. Одни из них предназначены для работы с пациентами, имеющих поражения лобных отделов головного мозга.

В этом случае нарушения мышления проявляются в связи с первичным дефектом ориентировочно-исследовательской деятельности, включающей процессы выделения существенного и отвлечения от несущественных элементов условия задания, процессы сравнения, обобщения и абстракции.

Используемые методы обучения направлены на преодоление дефектов внимания и инактивности в поведении (в этом случае используются методы, побуждающие больных к деятельности), на восстановление мотивов, намерений, целенаправленности и потребности в контроле над своими действиями.

Вследствие нарушения активности мыслительного процесса и спонтанного течения мыслей, когда больной способен осуществлять только пассивные или заученные логические операции, на начальном этапе обучения используются внешние раздражители в виде последовательных, уточняющих повествование вопросов психолога («Что дальше?» т.п.), превращая повествовательную речь в диалогическую.

Затем реальный собеседник заменяется воображаемым: больной представляет себе, что ему задает вопросы воображаемый собеседник, в результате чего происходит внутренний диалог, способствующий повышению целенаправленности и критичности мышления.

Для успеха обучения необходимо обеспечить больному развёрнутую и материализованную форму действия. Больному предъявляется программа в виде таблицы с записанными операциями, выполнение которых ведёт к решению задачи.

Содержание таблицы отвечает трём требованиям:

  1. обеспечению закрепления ориентировочной основы действия;
  2. созданию условий для систематического выполнения цепи операций, направленных на реализацию задачи;
  3. обеспечению контроля больного за своими действиями.

Подобное программирование поведения больного, данное в развёрнутой и материализованной форме, устраняет дефекты решения задач и существенно помогает выполнить нужную серию операций.

Другой тип программ предназначен для пациентов, нуждающихся в восстановлении процессов мышления, пострадавших в результате поражения теменно-затылочных отделов мозга.

Данная локализация патологического процесса приводит к нарушению выполнения конкретных операций (декодирования логико-грамматической структуры условия задания, нахождения нужных математических отношений между совокупностями, выполнения вычислительных операций).

В ходе обучения этой категории больных обязательно проводится работа по восстановлению пространственного восприятия, представлений «лево-право».

Также применяются методы, направленные на преодоление трудностей понимания логико-грамматических конструкций, возникающих при семантической афазии, и ведётся работа по преодолению первичной акалькулии.

В последнее время в российской нейрореабилитации появилась тенденция рассматривать восстановление процесса мышления в рамках работы над регуляторными (управляющими) функциями, как это принято в зарубежной нейропсихологии.

Данный подход основывается на стремлении не столько восстановить отдельные мыслительные операции, сколько обеспечить пациенту самостоятельность после выписки из больницы как в быту, так и в социальной, в профессиональной жизни.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)