Использование приемов смыслового чтения на уроках русского языка

Чтение предоставляет людям возможность вступать в смысловую коммуникацию с другими людьми, понимать и передавать смыслы текстов, анализировать прочитанное, выделять главное и второстепенное, овладевать знаниями и опытом культуры предшествующих поколений и передавать ее следующему, развивать мышление и память.

У учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение правильно понять и работать с ней. Овладение навыками смыслового чтения является одним из мета предметных результатов освоения обучающимися основной образовательной про- граммы основного общего образования.

Под смысловым чтением понимается точное и полное понимание содержания текста, умение увидеть детали текста и осмыслить извлеченную информацию. Составляющими смыслового чтения являются поиск информации, интерпретация, понимание, оценка. Следовательно, одной из основных задач каждого учителя является обучение обучающихся смысловому чтению.

Стратегии смыслового чтения – это разные комбинации приемов, которые используют ученики для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также её переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

При работе с текстом можно выделить этапы: работа с текстом до чтения (предтекстовая работа), работа с текстом во время чтения (текстовая работа) и работа с текстом после чтения (послетекстовая работа). Каждая из вышеназванных стратегий включает в себя разные приемы работы с текстом.

В первом полугодии 2020–2021 учебного года мы с учениками 5 класса на уроках и дома использовали следующие приемы смыслового чтения
. Приемы работы с текстом до чтения: «Антипация» / Ориентиры пред- восхищения (И.С. Тургенев «Два богача», «Русский язык», «Воробей»; сжатое изложение по тексту «Доигрались», диктант «Хороший урок»); «Ассоциативный куст» (Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»; М.Ю. Лермонтов «Бородино»).

Приемы работы с текстом во время чтения: «Чтение вслух» (попеременное чтение / чтение по цепочке), «Читай самому себе», «Чтение от- дельных эпизодов с вопросами», «Задай вопрос к тексту», «Читаем и спрашиваем» используются на уроках и дома при чтении литературных произведений, параграфов учебников, текстов (подготовка вопросов по тек- стам И.С. Тургенева «Муму», стихотворений в прозе; составление вопросов по разделу «Синтаксис»).

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)