К вопросу о преподавании истории и культуры родного края
В условиях глобального мира особую важность приобретает изучение культуры и этнического разнообразия народов мира в целом и России в частности. Изменения, внесенные в Конституцию Российской Федерации, свидетельствуют о том, что закрепление статуса культуры как уникального наследия многонационального народа в основном правовом доку- менте страны, защищает культурную самобытность всех проживающих в ней этнических общностей.
Методы
В ходе работы над настоящей статьей с целью осмысления результатов педагогического опыта был использован описательный метод. Автором также анализируется содержание вузовской дисциплины «История и культура родного края».
Методологическую и теоретическую основу исследования составили идеи культурологического подхода в педагогике (В.Ф. Исаева, Л.Н. Меш- ковой, Г.Н. Рябовой). Автором изучены основополагающие труды по учебному краеведению (см. труды В.Н. Ашуркова, А.С. Баркова), идеи краеведческого под- хода А.А. Вагина, а также работы Г.А. Дружининой, П.И. Егорова, Д.В. Кацюбы, раскрывающие возможности краеведения в воспитании у молодого поколения любви к Родине и родному краю.
Результаты исследования.
Как показали результаты мониторинга, в ряде районов республики данная дисциплина не преподается или изучается в общеобразовательных школах в виде факультативных занятий. В Чувашском государственном институте культуры и искусств обучаются студенты из разных регионов Российской Федерации, которые не владеют чувашским языком, не знакомы с чувашской историей и культу- рой. На занятиях по отечественной истории студенты получают лишь отрывочные представления об истории Чувашии, они мало знакомы с традициями и обычаями региона. Между тем институт является региональным, и он ориентирован прежде всего на подготовку кадров для самой Чувашской Республики.
В настоящее время ощущается нехватка современных учебных пособий по данному курсу. По этой причине возникает необходимость адаптировать информацию из всемирной сети, обращаться к результатам со- временных научных исследований, использовать новые технологии обучения. Наблюдения показывают, что содержание материала в имеющихся учебных пособиях по истории и культуре Чувашского края выражено в разной системности, объеме и полноте.
Учебный курс по истории и культуре родного края для студентов Чувашского государственного института культуры и искусств ориентирован на постижение ими самобытности Чувашского края, на изучение тех особенностей функционирования чувашской культуры, которые характерны для различных этапов ее многовекового развития.Изучение региональной истории и культуры должно обеспечить решение следующих приоритетных задач:
- сформировать у студентов комплексное представление о культурно- историческом своеобразии Чувашского Поволжья, его роли в отечественной и мировой истории;
- познакомить обучающихся с основными этапами этнической истории чувашского народа, сформировать целостное представление о современных процессах и явлениях, происходящих в политической, социально- экономической и культурной жизни Чувашской Республики;
- сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях исторического развития Чувашии;
- введение в круг изучения исторических проблем, связанных с областью их будущей профессии. В результате обучения студенты должны освоить историю становления и развития чувашского народа, культуру быта, традиций, а также использовать свои знания для проведения национальных праздников.
Кроме того, немаловажное значение для молодого поколения имеет знакомство с выдающимися личностями чувашской нации и изучение их культурного наследия. В связи с этим содержание программы по предмету «История и куль- тура родного края» нами представлено в трех тематических блоках:
- исторический блок, где рассматривается исторический путь становления и развития чувашского народа, взаимосвязь языка, культуры и истории; – культурологический, который уделяет внимание материальной и духовной культуре чувашского народа, где показан весь многовековой путь ее развития, позволяющий определить место и значение чувашской куль- туры в истории России;
- методический блок, который содержит учебно-методическое обеспечение курса, предлагаются методические рекомендации по его изучению для преподавателей и студентов. Изучение курса в целом должно способствовать умению ориентироваться в сложных проблемах истории и современной культурной жизни Чувашии.
Основное содержание последнего блока ставит целью развитие у студентов умений работы с текстом. Педагогам рекомендуется использовать художественные и научно-познавательные тексты, раскрывающие духовные ценности традиционной культуры чувашского народа, описание быта, ремесел, народных праздников, обычаев.
Студенты должны учиться создавать творческие работы разных типов, жанров, стилей на основе регионального краеведческого материала. При проведении занятий педагогам необходимо опираться на следующие формы работы:
- научно-исследовательскую деятельность, которая подразумевает творчество студентов, направленное на познание история родной местности, где формами исследования могут быть интервью, работа в архивах, музеях, исследование исторических находок и документов с описанием, анализом и сравнением краеведческих источников;
- проектную деятельность, ориентированную как на индивидуальное, так и групповое создание творческих проектов, например, выпуск фильма, презентации, компьютерного альбома, выставка работ, организация музейного уголка, выпуск книги «История моей Родины», проведение обрядовых праздников;
- компьютерные технологии как систему получения, анализа, обработки информации с помощью современных технических средств, итогом работы которых могут стать мультимедийные фильмы, дистанционные краеведческие конкурсы и олимпиады;
- экскурсионную работу, которая должна быть тщательно подготовлена и спланирована, а материал, полученный в ходе краеведческой экскурсии можно использовать не только на занятиях, но и в профессиональной сфере.
На занятиях, посвященных материальной и духовной культуре чувашского этноса, рекомендуется использовать кинодокументы, которые массово представлены во всемирной сети. Это уникальная возможность закрепить на практике теоретические знания, полученные в ходе лекций и семинаров по предмету. Безусловно, такая информация воспринимается студентами намного лучше, чем лекционный материал. В целом в рамках настоящего курса желательным представляется изучение нового знания на основе самостоятельной работы.
Выводы
История и культура родного края как учебная дисциплина в условиях регионального вуза важна, поскольку он служит обеспечению региона кадрами, обладающими системными знаниями о местном народе. Актуальность предмета заметно возрастает при подготовке кадров, исходно с чувашской культурой не знакомых.
- Повышение уровня физической готовности старших дошкольников к обучению в школе средствами подвижной игры
- Здоровьесбережение студентов в процессе физического воспитания
- О некоторых аспектах проведения физкультминуток во время дистанционных занятий студентов медицинского вуза
- Базовые виды подготовки специалистов по физической культуре
- Квест для детей старшего дошкольного возраста
- Проблемы физического воспитания студентов
- Технология сопровождения процесса формирования профессиональной мобильности будущих бакалавров по адаптивной физической культуре
- Организация здоровьесберегающей среды как средство полноценного развития ребенка дошкольного возраста
- Методика использования средств атлетической гимнастики в самостоятельных занятиях студентов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу