Интерактивные технологии

Наиболее часто термин «интерактивное обучение» упоминается в связи с информационными технологиями, дистанционным образованием, с использованием ресурсов Интернета, а также электронных учебников и справочников, работой в режиме онлайн.

Это связано с тем, что современные компьютерные телекоммуникации позволяют участникам вступать в «живой» (интерактивный) диалог (письменный или устный) с как с обучающей программой, так и с реальным партнером, а также делают возможным активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени.

Интересно
Компьютерные обучающие программы с помощью интерактивных средств и устройств обеспечивают непрерывное диалоговое взаимодействие пользователя с компьютером, позволяют учащимся получать обратную связь о прохождении элементов курса, или выполнения задания, и, следовательно, управлять ходом обучения, регулировать скорость изучения материала, возвращаться на более ранние этапы обучения.

Однако важно подчеркнуть еще раз, что целями современного образовательного процесса является не усвоение обучающимся определенной суммы знаний, а развитие его личности, формирование универсальных учебных действий (УУД), что возможно достичь только через соответствующий опыт коллективно-распределенной, командной деятельности и общения.

Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется непосредственное взаимодействие преподавателя и обучающихся.

Особенности этого взаимодействия состоят в пребывании субъектов образования в одном смысловом пространстве, совместном погружении в проблемное поле решаемой задачи, согласованности в выборе средств и методов реализации решения задачи; совместном вхождении в близкое эмоциональное состояние, переживании созвучных чувств, сопутствующих преодолению проблемы.

К. Левин утверждал, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей легче осуществляются в групповом, а не в индивидуальном контексте.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность осознавать и рефлектировать по поводу того, что они знают, думают, чувствуют.

Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Главным признаком интерактивных методов обучения является наличие обратной связи, объективизирующей продвижение учащегося в образовательном пространстве

При использовании интерактивных методов каждый учащийся становится полноправным участником процесса взаимодействия, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает учащихся к самостоятельному поиску.

По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и учащегося: активность педагога уступает место активности учеников, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.

Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность, логика образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение.

Интересно
Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения.

Центральное место в деятельности педагога занимает не отдельный учащийся, а группа взаимодействующих, которые стимулируют и активизируют друг друга.

Таким образом, интерактивные формы проведения занятий пробуждают у обучающихся интерес, поощряют активное участие каждого в учебном процессе, обращаются к чувствам каждого обучающегося, способствуют эффективному усвоению учебного материала, оказывают многоплановое воздействие на обучающихся, осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории), формируют у обучающихся мнения и отношении, формируют жизненные навыки, способствуют изменению поведения.

Основные правила организации интерактивного обучения многократно описаны в методической литературе:

  • в работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники;
  • важно позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации;
  • обучающихся в интерактивной технологии не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников – 25 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах; помещение для работы должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах;
  • четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова;
  • внимательное отношение к образованию рабочих микрогрупп. Первоначально их лучше выделять на основе добровольности, затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Все многообразие форм и методов интерактивного обучения образуют четыре группы:

  • дискуссионные: модерация, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики (кейс стади), мозговой штурм, метод синектики, основанный на образовании аналогий;
  • игровые: имитационные (исследование модели), дидактические и творческие игры, деловые (есть сценарий, в котором осуществляется построение цепочки решения), ролевые (расширение поведенческого репертуара участников за счет проигрывания ролей);
  • организационно-деятельностные (направлены на поиск решения с привлечением реальных участников реального процесса) игры;
  • тренинговые формы проведения занятий, которые могут включать в себя вышеперечисленные методы обучения.

Любая интерактивная технология «провоцирует» физическую, социальную и познавательную активность учащихся, и каждая из них значима для достижения планируемых результатов в соответствии с поставленными игровыми, учебными и развивающими целями.

Физическая активность учащихся меняет образ действий (способы обучающей деятельности) партнеров по игровому взаимодействию, например, участники меняют рабочее место, пересаживаются, делают презентацию у доски перед аудиторией, работают в малой группе, участвуют в дискуссии, пленуме, говорят, пишут, слушают, рисуют, лепят, выполняют те или иные физические действия для релаксации и т.д.

Социальная активность учащихся проявляется во взаимодействии друг с другом: они используют приемы и техники обмена информацией, общения с организатором игры, с экспертами, задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями, репликами, комментариями, выступают в роли «обучаемого» и «обучающего», выступают в «игровой» роли, в роли «эксперта», «наблюдателя», или «компетентного судьи» и т.д.

Познавательная активность учащегося проявляется в инициировании отвечающих учебным целям вопросов, поиске информации, определении способов диагностики и анализа материалов занятия, изложении или презентации новых результатов, оказании влияния на содержание самой технологии обучения. Например, обучающиеся сами формулируют проблему, сами определяют способы решения проблемы, преодоления трудностей, «тупика», корректируют материалы, предлагаемые педагогом, вносят поправки, дополнения, выступают как источники опыта, предлагают рекомендации, вырабатывают советы, создают программу или проект и обосновывают его.

В процессе реализации интерактивных методов обучения создается «игровое или коммуникативное» поле. Для осуществления этих действий выделяется специальная территория. После многократного проигрывания эта территория становится знакомой для учеников: параметры действий заданы, описаны роли и процедуры, сформулированы правила, определены начало и конец, возможные последствия.

Использование интерактивных методов позволяет получить следующие результаты:

  • решение проблемы активизации и мотивации познавательной деятельности;
  • освоение знаний и навыков и снижение страха оценивания;
  • освоение коммуникативных и регулятивных УУД,
  • освоение навыков совместного поиска решения, рефлексии результатов деятельности;
  • развитие личности: новая, качественная оценка себя, развитие самостоятельности и творчества;
  • развитие группы как новой общности на основе партнерских отношений;
  • приращение опыта педагога и экономия его физического ресурса.

В пособии И. В. Плаксиной представлен полный перечень интерактивных технологий и методические рекомендации к их организации в учебном процессе. В качестве базовой интерактивной технологии представлена модерация (в переводе с итальянского – «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание»).

Модерация разрабатывалась как технология групповой работы, в которой с помощью различных рабочих техник создаются условия для принятия эффективного решения в группах специалистов различного профиля, с разной подготовкой, зачастую различными взглядами на рассматриваемую проблему, разного численного состава.

Поэтому модерация может пониматься как:

  • направляемый структурированный процесс интеракции в группах;
  • активное участие всей группы в достижении конкретного результата.

Модерация сосредоточена на конкретной проблеме, ориентирована не на конкуренцию, а на кооперацию, исключает формальный контроль и оценку, содержит способы деятельности, указывающие путь решения проблемы для группы, создает психологически комфортные условия для субъектов учебной деятельности.

Содержание деятельности модератора напоминает собой деятельность наставника в процессе овладения способами групповой работы. Модерация требует от педагога сохранения нейтральной позиции, особенно недопустимы оценка и эмоциональная характеристика участников и результатов групповой работы, потому что они нарушают доверительную атмосферу процесса коммуникации. Модератор поощряет участников к сотрудничеству, задает интересные и мотивирующие вопросы и выстраивает обсуждение проблемы таким образом, чтобы тема групповой работы была фактически разработана.

Модерация осуществляется в несколько этапов: подготовительный этап модерации, технологический этап, аналитический этап, этап рефлексии. В качестве базовых процессов модерации выделяются визуализация, вербализация, презентация, обратная связь.

К методам модерации относят мозговой штурм, мозговую атаку по круговой схеме, метод карточного опроса, метод двойного карточного опроса, модифицированный карточный опрос, метод вызова, метод точечных вопросов, метод смыслового поля.

К дискуссионным методам кроме модерации относится собственно – дискуссия.

Дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование) – публичное обсуждение или свободный обмен знаниями, идеями, мнениями по поводу проблемы.

Разновидности дискуссий: панельная дискуссия, форум, симпозиум, дебаты, круглый стол, дискуссия «Снежный ком», дискуссия по методу «Квадро», дискуссия «Приоритеты», письменная дискуссия, дискуссия «Карусель», дискуссия «Зебра», дискуссия «дополнительные мысли», «разноцветная» дискуссия (Шесть шляп мышления Э. Боно).

К имитационным и неимитационным активны методам обучения относятся ролевые, деловые игры. В имитационных системах происходит воспроизведение контекста учебной, профессиональной, индивидуальной или групповой деятельности. Имитационные процедуры могут быть игровыми и неигровыми.

К игровым процедурам относятся имитационные игры, имитационные деловые игры, ролевые и организационно-деятельностные игры, ролевые педагогические игры, тренинг.

К неигровым имитационным методам относят решение конкретных ситуаций (кейсов), баллинтовские группы.

Имитационные интерактивные игры проводятся, как правило, в три этапа: подготовительный, игровой и заключительный

Под деловой игрой понимается модель взаимодействия людей в процессе достижения целей профессионального, экономического, политического характера или принятия решения. В деловой игре моделируемая профессиональная, управленческая, хозяйственная или социально-психологическая система, которая рассматривается как динамическая, и поэтому для достижения конечного результата участникам игры нужно построить «цепочку решений».

Деловая имитационная игра может носить название ролевой игры, если главной ее целью становится отработка вариантов поведения, полезного и продуктивного для учебной, профессиональной деятельности.

В пособии И. В. Плаксиной представлены этапы разработки сценариев игр, порядок проведения игр, примеры разработанных сценариев, источники создания кейсов.

Технология тренинга занимает особое место среди интерактивных методов. В настоящее время применение тренинга, как практического метода воздействия, обосновывается и разрабатывается в ряде дисциплин: психологии труда, организационной психологии, психологии менеджмента, социальной психологии, педагогической психологии, психотерапии и др.

Термин «тренинг» имеет ряд значений: обучение, воспитание, подготовка, тренировка. Л. А. Петровская, рассматривая тренинг как активный метод обучения, дает ему название «социально-психологического тренинга» и определяет его как средство воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения. Также тренинг определяется как группа методов развития способностей к обучению и овладению любыми сложными видами деятельности, как метод активного социального обучения.

С. И. Макшанов предлагает определить тренинг как «многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия».

В процессе тренинга решаются следующие задачи:

  1. Приобретение знаний в области психологии личности, группы, общения;
  2. Развитие умений и навыков общения;
  3. Коррекция, формирование и развитие установок, обеспечивающих успешность жизнедеятельности личности;
  4. Развитие способности к адекватной оценке себя и других;
  5. Расширение системы отношений личности.

По мнению С. И. Макшанова, в тренинге изменения могут происходить на четырех уровнях: когнитивном, уровне поведения, уровне отношений и установок, личностном уровне.

Овладение технологией тренинга требует дополнительной подготовки педагога, которая включает три уровня:

  • опыт личного участия. Чтобы понять, как происходит какой-либо процесс и что происходит с его участниками, необходимо первоначально самому «прожить» этот процесс. Поэтому для педагога, который решает использовать тренинг или его элементы учебной работе, важно получить персональный опыт участия в тренинге;
  • знакомство с техниками, технологиями и правилами организации тренингового процесса;
  • овладение профессиональными интерактивными, игротехническими навыкамив режиме супервизии, их практическая отработка, «репетиция» умений в соединении с возможностью получить профессиональную обратную связь от коллег.

В настоящий момент тренинг является наиболее востребованной формой обучения. Содержательное наполнение тренинговых программ, многочисленные игровые, психогимнастические процедуры многократно и подробно изложены в методической литературе. Однако важно овладеть необходимыми и достаточными знаниями и навыками в области тренинга, чтобы не растеряться в многообразии предлагаемых вариантов готовых решений. В пособии изложены принципы организации тренинга, принципы поведения участников, универсальная схема тренинговой программы.

Выше сказанное может привести к выводу о том, что использование тренинга в процессе обучения педагогом, не имеющим специального образования, невозможно. Ответ не однозначен.

Несомненно, что длительные программы, особенно в зоне личностных изменений, способны реализовать профессионалы, имеющие специальное образование, специальную подготовку. Однако модульная технология тренинга вполне может быть реализована в процессе обучения каждым преподавателем, знакомым с технологиями модерации, дискуссии, ролевых и деловых игр.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)