Интерактивное взаимодействие как основа курса дистанционного обучения

К основным направлениям системы высшего образования в сфере информационных технологий относится обновление, качественное усвоение и применение знаний. По мнению экспертов, «в самых прогрессивных отраслях через 1,5–2 года половина знаний перестают давать конкурентное преимущество».

Объем знаний удваивается каждые 3–4 года. Уровень качества подготовки специалистов будет отставать от требуемого на рынке труда, если качественно не изменить методы, методику преподавания и технологии обучения в преподавании IT-дисциплин.

Инновационное обновление системы высшего образования невозможно без информационного обновления всех ее составляющих, одной из которых является внедрение дистанционного образования.

Современные компьютерные системы способны обеспечить передачу учебной информации гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Цифровые устройства и передовые информационные технологии, такие как интерактивные доски, электронные доски объявлений, мультимедийный гипертекст позволяют обеспечить активное вовлечение студентов в учебный процесс.

В ФГБОУ ВО УлГАУ, как и по всей стране, было организовано дистанционное обучение. Наш вуз занимает уверенную позицию среди других университетов, т.к. этот вид обучения начал активно внедряться еще с 2015 г. Профессорско-преподавательский состав в период 2015–2017 гг. про- шел курсы повышения квалификации по внедрению в образовательные программы системы электронного дистанционного обучения moodle.

Интересно
Данная система активно используется в нашем вузе. На каждом факультете в разрезе каждой кафедры созданы дистанционные курсы преподаваемых дисциплин. Рассмотрим примерную структуру курса дистанционного обучения на примере курса дисциплины «Информатика» (рис. 1). Электронные учебные материалы оформлены в виде отдельных тем, включающих лекции, лабораторно практические занятия, справочные материалы, документацию учебного процесса (рабочую программу дисциплины, учебно-методический комплекс), контрольные работы, тесты, чат, видеоконференции, Web-квесты, творческие проекты. Данные материалы ориентированы на решение конкретных задач, получение конкретных компетенций.

Электронная версия курса дополняется интерактивными и мультимедийными приложениями, анимацией, видео, презентациями – и телеконференциями. Всё это делает материал более наглядным и простым в усвоении. Более подробно рассмотрим интерактивное взаимодействие преподавателя со студентами.

Для этой цели используются личные кабинеты преподавателя и студентов, а также чат и видеоконференции, которые организуются с использованием специализированного программного обеспечения Zoom, Skype, True Conf.
Программы позволяют преподавателю, который является организатором, управлять графиком конференций, рассылать приглашения по электронной почте, включать демонстрацию экрана, рисовать на виртуальной доске.

На передний план экрана выводится изображение пользователя, который является организатором конференции. Это дисциплинирует участников, конференция не превращается в хаос. Например, в конце 2-го семестра 2019–2020 г. в форме видеоконференции Zoom, была организована защита творческих проектов студентов 1 курса по дисциплине «Информатика» направления обучения Земле- устройство и кадастры. Еще в начале семестра студенты поделились на творческие группы по 2 человека и выбрали темы творческих проектов из списка, предложенного преподавателем.

Дает возможность студенту проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентация в научном информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проект включает создание реферата, доклада с презентацией к нему.

В процессе защиты проекта студенты раскрывают изученную тему посредством доклада и демонстрацией презентации. Остальные студенты группы внимательно слушают доклад, в конце задают вопросы по теме.
Обсуждение докладов и защита творческих проектов на занятиях способствуют формированию у студентов культуры речи, чувства времени, навыков удержания внимания аудитории, позволяют выработать умение отвечать на вопросы, готовность вести дискуссию.

Необходимо отметить, что использование методов и технологий информатики практически во всех дисциплинах постепенно меняет традиционную структуру многих курсов, значительно увеличивая долю самостоятельной работы студентов по поиску, систематизации, классификации, представлению учебной информации.

Следовательно, независимо от специфики вуза, нужно должное внимание уделять IT-дисциплинам, формирующим как информационную культуру, так и цифровые компетенции, позволяющим технически обеспечить доступ к нужной информации и технологиям. B современных условиях дистанционное обучение является прогрессивным методом.

Оно позволяет сделать процесс получения высшего образования доступным для тех студентов, у которых отсутствует физическая возможность посещать занятия в режиме реального времени. Данный метод оказывает позитивное влияние на студента, повышает его творческий и интеллектуальный потенциал за счет стремления и умения использовать как Internet-технологии, так и аппаратное и программное обеспечение.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)