Информационные технологии обеспечения самореализации студентов в образовательной среде высшей школы

В обращении к возможностям современных ИКТ с точки зрения само- реализации обучаемых необходимо исходить из вспомогательной роли данных технологий как средств (хотя и очень мощных) определенной мо- дели и практики обучения. Средств, которые усиливают как преимущества, так и издержки данной модели.

Так, если новые ИКТ применяются в логике развивающего или личностно-ориентированного обучения, то они неизбежно умножают шансы для перевода студентов в позицию субъектов учебной деятельности, создавая тем самым возможности для их самореализации.

Если же данные технологии включаются как инструменты формальной, массово-репродуктивной системы подготовки, то они могут довести до абсурда известные недостатки и изъяны такого подхода, превратив обучение в информационный портал для загрузки памяти. По- этому определяющее значение играет сама дидактическая модель подготовки, в русле которой происходит внедрение ИКТ в учебный процесс.

В парадигме личностно развивающей подготовки с опорой на обучающую практику субъект-субъектного взаимодействия применение новей- ших ИКТ выводит образовательную систему вуза на качественно новый уровень. Речь идет о возможности превращения образовательного про- странства в среду непрерывного учебно-профессионального общения и дидактического моделирования процесса личностного роста студентов в профессиональном, научном и социокультурном становлении.

При этом необходимо иметь в виду инструментально-сервисный статус новейших ИКТ в обучении и то важное обстоятельство, что они не должны подменять и заменять собой труд преподавателя. Напротив, в связи с применением ИКТ в развивающей парадигме дидактически-наставническая роль преподавателя только усиливается.

Интересно
Его действия и влияние на обучаемых становятся все более проникающими, повсеместными и непрерывными. Эти действия могут в прямом смысле создавать зону ближайшего развития студентов, получающих посредством ИКТ своевременную и адресную дидактическую помощь в решении учебных задач, которые они смогут выполнить в перспективе самостоятельно, без помощи преподавателя.

Тем самым обучаемый проходит необходимый путь самоизменений, научается переводить себя в качественно новое состояние, двигаясь от не- знания к знанию, т.е. получает опыт реализации себя в новом качестве. И современные ИКТ становятся ему серьезным подспорьем на этом пути. Основная часть. Для обеспечения возможностей полноценной само- реализации студентов сегодня важно применять ИКТ в качестве средств развития разнообразных образовательных коммуникаций, направленных на раскрытие их личностного потенциала и активизацию способностей.

И в этом качестве сегодня могут использоваться целый ряд информациоых технологий и систем: дистанционные, обсервационные, интерактивные, игровые, поисковые, виртуальные, моделирующие, сетевые и др. технологии.

В первую очередь в текущий период в связи с пандемией выделяются технологии дистанционного обучения (ДО) как формы повышения доступности и непрерывности высшего образования для полноценной само- реализации студентов.

В общем виде используемые в дистанционном образовании информационные технологии можно отнести к трем группам:

  1. ИКТ предъявления содержания обучения;
  2. ИКТ передачи и освоения обучающей информации;
  3. ИКТ запечатления и переработки содержания обучения. С появлением сетевых технологий и особенно быстрого Интернета дистанционное образование вышло на уровень массовой полноценной образовательной практики.

В арсенал современных Интернет-технологий ДО входят такие средства как:

  1.  веб-серверы;
  2. веб-страницы и сайты;
  3. электронная почта;
  4. форумы и блоги;
  5. чаты и ICQ;
  6. теле- и видеоконференции;
  7. виртуальные учебные аудитории;
  8. вики-энциклопедии и пр.

Эти и другие технологии значительно оживляют и интенсифицируют общение преподавателя и студентов, сокращая пространственно-временную дистанцию и содействуя большей вовлеченности студентов обучающие коммуникации.

Значительные возможности интенсификации обучения возникают в рамках применения технологии виртуальной реальности (ТВР). Это технология создания искусственной информационной среды, погружающей субъекта в процесс трехмерного информационного взаимодействия с компьютерной или сетевой системой, которая моделируется при помощи комплексных мультимедиа-операционных средств высокой мощности и визуально графических возможностей.

Посредством ТВР у обучаемого возникает полная иллюзия попадания в моделируемую учебно-развивающую среду, в которой он может свободно действовать, воспринимать ее свойства, отрабатывать свои навыки и умения, проигрывать значимые ситуации в прямом и обратном временном порядке и т. д.

Эти и другие особенности ТВР позволяют существенно раздвинуть дидактическое пространство и время для самореализации студентов, обеспечить их полным сенсорно-перцептивным потоком необходимых впечатлений и процессов для лучшего понимания изучаемых объектов и быстрого формирования умений оперировать с ними.

Кроме того, ТВР является также эффективным средством общения в обучении, особенно когда нужно освоить целостную структуру познаваемого объекта и когда вербальное описание оказывается недостаточным. ТВР особо развивает прикладные знания и практические навыки, что является важным фактором профессионального становления будущих специалистов

Для расширения возможностей самореализации студентов в рамках кросс-культурных связей целесообразно развивать и использовать информационные технологии межкультурных коммуникаций (ИТМК).

Использование современных ИКТ значительно повышает готовность студентов к межкультурной коммуникации в силу ряда обстоятельств: за счет развития дистанционных технологий обучения; доступа к удаленным базам данных; использования информационных супермагистралей для получения учебно-методической информации; за счет возможности оперативного диалога специалистов как внутри страны, так и за рубежом и т. д.

ИТМК развиваются на базе электронной почты, различных чатов, социальных сетей, блогов, межкультурных форумов (дающих опыт иноязычной коммуникации), электронных словарей, словарей on-line, грамматических справочников, новостных сайтов, виртуальных библиотек, веб-журналов и газет, сайтов по тематикам, сценариев фильмов (script), энциклопедий, Скайпа и др.

Применение ИТМК помогает студентам лучше осознавать специфику своей и другой культуры, овладевать способами взаимодействия с представителями другого этноса, овладевать навыками межкультурных диалогов.

Заключение.

В целом развитие современных информационных технологий дает плодотворную почву для формирования собственно дидактических, образовательных информационных систем и технологий обеспечения полноценной среды самореализации обучаемых в условиях цифро- визации процесса профессиональной подготовки. Очевидно, что ведущей задачей применения данных технологий и методов выступает задача активизации личностного потенциала и способностей студентов в цифровых образовательных коммуникациях.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)