Информационные технологии обеспечения самореализации студентов в образовательной среде высшей школы
В обращении к возможностям современных ИКТ с точки зрения само- реализации обучаемых необходимо исходить из вспомогательной роли данных технологий как средств (хотя и очень мощных) определенной мо- дели и практики обучения. Средств, которые усиливают как преимущества, так и издержки данной модели.
Если же данные технологии включаются как инструменты формальной, массово-репродуктивной системы подготовки, то они могут довести до абсурда известные недостатки и изъяны такого подхода, превратив обучение в информационный портал для загрузки памяти. По- этому определяющее значение играет сама дидактическая модель подготовки, в русле которой происходит внедрение ИКТ в учебный процесс.
В парадигме личностно развивающей подготовки с опорой на обучающую практику субъект-субъектного взаимодействия применение новей- ших ИКТ выводит образовательную систему вуза на качественно новый уровень. Речь идет о возможности превращения образовательного про- странства в среду непрерывного учебно-профессионального общения и дидактического моделирования процесса личностного роста студентов в профессиональном, научном и социокультурном становлении.
При этом необходимо иметь в виду инструментально-сервисный статус новейших ИКТ в обучении и то важное обстоятельство, что они не должны подменять и заменять собой труд преподавателя. Напротив, в связи с применением ИКТ в развивающей парадигме дидактически-наставническая роль преподавателя только усиливается.
Тем самым обучаемый проходит необходимый путь самоизменений, научается переводить себя в качественно новое состояние, двигаясь от не- знания к знанию, т.е. получает опыт реализации себя в новом качестве. И современные ИКТ становятся ему серьезным подспорьем на этом пути. Основная часть. Для обеспечения возможностей полноценной само- реализации студентов сегодня важно применять ИКТ в качестве средств развития разнообразных образовательных коммуникаций, направленных на раскрытие их личностного потенциала и активизацию способностей.
И в этом качестве сегодня могут использоваться целый ряд информациоых технологий и систем: дистанционные, обсервационные, интерактивные, игровые, поисковые, виртуальные, моделирующие, сетевые и др. технологии.
В первую очередь в текущий период в связи с пандемией выделяются технологии дистанционного обучения (ДО) как формы повышения доступности и непрерывности высшего образования для полноценной само- реализации студентов.
В общем виде используемые в дистанционном образовании информационные технологии можно отнести к трем группам:
- ИКТ предъявления содержания обучения;
- ИКТ передачи и освоения обучающей информации;
- ИКТ запечатления и переработки содержания обучения. С появлением сетевых технологий и особенно быстрого Интернета дистанционное образование вышло на уровень массовой полноценной образовательной практики.
В арсенал современных Интернет-технологий ДО входят такие средства как:
- веб-серверы;
- веб-страницы и сайты;
- электронная почта;
- форумы и блоги;
- чаты и ICQ;
- теле- и видеоконференции;
- виртуальные учебные аудитории;
- вики-энциклопедии и пр.
Эти и другие технологии значительно оживляют и интенсифицируют общение преподавателя и студентов, сокращая пространственно-временную дистанцию и содействуя большей вовлеченности студентов обучающие коммуникации.
Значительные возможности интенсификации обучения возникают в рамках применения технологии виртуальной реальности (ТВР). Это технология создания искусственной информационной среды, погружающей субъекта в процесс трехмерного информационного взаимодействия с компьютерной или сетевой системой, которая моделируется при помощи комплексных мультимедиа-операционных средств высокой мощности и визуально графических возможностей.
Посредством ТВР у обучаемого возникает полная иллюзия попадания в моделируемую учебно-развивающую среду, в которой он может свободно действовать, воспринимать ее свойства, отрабатывать свои навыки и умения, проигрывать значимые ситуации в прямом и обратном временном порядке и т. д.
Эти и другие особенности ТВР позволяют существенно раздвинуть дидактическое пространство и время для самореализации студентов, обеспечить их полным сенсорно-перцептивным потоком необходимых впечатлений и процессов для лучшего понимания изучаемых объектов и быстрого формирования умений оперировать с ними.
Для расширения возможностей самореализации студентов в рамках кросс-культурных связей целесообразно развивать и использовать информационные технологии межкультурных коммуникаций (ИТМК).
ИТМК развиваются на базе электронной почты, различных чатов, социальных сетей, блогов, межкультурных форумов (дающих опыт иноязычной коммуникации), электронных словарей, словарей on-line, грамматических справочников, новостных сайтов, виртуальных библиотек, веб-журналов и газет, сайтов по тематикам, сценариев фильмов (script), энциклопедий, Скайпа и др.
Заключение.
В целом развитие современных информационных технологий дает плодотворную почву для формирования собственно дидактических, образовательных информационных систем и технологий обеспечения полноценной среды самореализации обучаемых в условиях цифро- визации процесса профессиональной подготовки. Очевидно, что ведущей задачей применения данных технологий и методов выступает задача активизации личностного потенциала и способностей студентов в цифровых образовательных коммуникациях.
- Повышение уровня физической готовности старших дошкольников к обучению в школе средствами подвижной игры
- Здоровьесбережение студентов в процессе физического воспитания
- О некоторых аспектах проведения физкультминуток во время дистанционных занятий студентов медицинского вуза
- Базовые виды подготовки специалистов по физической культуре
- Квест для детей старшего дошкольного возраста
- Проблемы физического воспитания студентов
- Технология сопровождения процесса формирования профессиональной мобильности будущих бакалавров по адаптивной физической культуре
- Организация здоровьесберегающей среды как средство полноценного развития ребенка дошкольного возраста
- Методика использования средств атлетической гимнастики в самостоятельных занятиях студентов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу