Институциональное развитие рынка банковских услуг

Стабильное развитие национальной экономики сопровождается увеличением объема финансовых операций и, как следствие, увеличением значимости отечественного банковского сектора.

Банковская система, являясь одним из важнейших звеньев рыночной экономики, оказывает огромное, разностороннее воздействие на функционирование субъектно-объектного взаимодействия общественных институтов в целом. Она не только обеспечивает механизм межотраслевого и межрегионального перераспределения финансового капитала, но и является ключевым элементом расчетного и платежного механизма хозяйственной системы страны. Следовательно, особенности и проблемы функционирования банковской системы и механизма обращения банковских услуг в полной мере отражают уровень и характер развития производительных сил общества.

Устойчивое развитие национального хозяйства во многом определяется стабильностью состояния банковской системы, которое проявляется путем расширения объемов и повышение качества банковских услуг, представляющих собой основной способ реализации функций банковских институтов.

В свою очередь, повышение качества банковской деятельности, включающее в себя расширение поля и ассортимента банковских услуг и совершенствование способов их предоставления, сможет обеспечить эффективность и устойчивость национальных рынков капитала.

Качество банковских продуктов и услуг на рынке банковских услуг является важным фактором в оценке потребительских предпочтений, который определяет эффективность функционирования институтов финансового посредничества в банковской системе. Это обусловлено тем, что предоставление банковскими институтами разнообразного ассортимента продуктов и услуг заключается в функциональной основе банковской деятельности.

С другой стороны, банковская система теряет свою устойчивость в том случае, если она не способна полноценно выполнять свои функции и, как следствие, эффективно предоставлять клиентам банковские продукты на рынке банковских услуг.

Интересно
С учетом системных преобразований финансово-кредитной системы общества меняется роль и сущностные характеристики банковских институтов. При проведении исследований трансформации экономической сущности банковского института и его роли в системе общественно-экономических отношений маркетинг-менеджмента следует придерживаться ряда методологических требований: – банк может не выполнять отдельные банковские операции в тот или иной момент времени, а каждый отдельный клиент имеет право пользоваться ограниченным набором услуг или всей их совокупностью.

В тоже время конкретный банк не перестаёт быть банком. Его сущность в этом смысле абстрактна, она выражает совокупную характеристику реальной деятельности банка на макроуровне по отношению к экономике; – сущность банка едина независимо от его типа.

Разумеется, это не означает, что на практике все банки равнозначны для общества. Они имеют свои особенности, но все эти особенности отражают многообразие банков как целого. При оценке сущности банка целесообразно дать характеристику его специфических особенностей, отличающих банк от других финансовых институтов. – сущность банка раскрывается через соответствующую организационную систему, которая даёт ему функционировать как специфическому институту. Поэтому утверждать, что такой институт производит товары особого рода в виде денег и платежных средств неверно. Современные банки оказывают универсальный набор финансовых услуг, и характеристика его как кредитного института недостаточна для объяснения сущностных свойств.

Организационно-управленческая структура банковского института включает следующие блоки, без которых он не может существовать и развиваться:

  • во-первых, банковский капитал, как капитал, существующий преимущественно в заемной форме и находящийся только в движении;
  • во-вторых, банковская деятельность, отличается от деятельности других видов свойствами оказываемых услуг, логика которых состоит в двойственности проводимых операций на основании привлечения и размещения финансовых ресурсов общества;
  • в-третьих, банковский персонал представляет собой группу квалифицированных специалистов в области банковского дела и банковского менеджмента;
  • в-четвертых, установление управленческих связей и взаимодействий между структурными подразделениями;
  • в-пятых, банковские инфокоммуникационные системы и технологии направлены на удовлетворение конкретных потребностей существующих и потенциальных клиентов.

Опираясь на выше изложенные аспекты специфики, основу и структуру банка, О.И. Лаврушин рассматривает сущностные стороны банка с позиции регулирования денежного оборота в наличной и безналичной формах, целевая установка которого состоит в получении прибыли.

Следовательно, эти исследователи рассматривают банк как предприятие, учреждение или организацию, целью которого является получение прибыли, осуществление контрольной и ряда других макроэкономических функций.

Сторонники организационной сущности банка базируются на свойствах организационной системы: непрерывность функционирования, целенаправленность, саморегулируемость, иерархия рангов, разделение труда. Набор организационных систем, функционирующих в рыночной экономике, разнообразен и банками не ограничиваются.

Целесообразно рассматривать в этом аспекте деятельность и функции банка в совокупности с другими финансово-кредитными посредниками. С экономической сущностью банка тесно связанно существование маркетинговых концепций банковского предпринимательства.

Существующие концепции рассматривают банк, как наиболее регулируемая «фирма финансовых услуг», «информационный процессор», «портфель».

Их существование может быть объяснено различением целей субъектов банковского организационного процесса (инвесторов, Центрального банка и самого банка как субъекта самоорганизации).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)