Институт гражданства в теории прав человека

Несомненно, важнейшей категорией современной теории правового статуса личности является понятие гражданства, так как в его основе заложены принадлежность лица к определенному государству и, как следствие, особая правовая связь лица с ним. Данный институт между тем рассматривается в качестве предмета изучения, и прежде всего наукой конституционного и международного права.

Гражданство как институт права было известно еще в Древнем Риме и проводило градацию проживающих в «мировой империи» народов. Однако с развалом данного государства ушло в небытие и понятие гражданства, уступив место подданству – правовой связи человека с монархом. Первые буржуазные революции реанимировали категорию гражданина, вложив в нее в первую очередь весь инструментарий прав и обязанностей человека, способного влиять на функционирование государства, в котором он живет.

На сегодняшний день ученые определяют сходное содержание понятий гражданства и подданства, делая при этом оговорку, согласно которой первое понятие возможно в странах с республиканской формой правления, а второе – с монархической.

Под гражданством сегодня принято понимать устойчивую правовую связь лица с государством, выражающуюся в совокупности взаимных прав и обязанностей. Исходя из этого определения, мы можем выделить признаки гражданства:

  • устойчивость;
  • правовой характер связи;
  • наличие совокупности взаимных прав и обязанностей.

Устойчивость выражается в постоянстве отношений между гражданином и государством, которые у большинства населения длятся от рождения до смерти. Механизмом обеспечения устойчивости гражданства является двусторонний характер связи между государством и гражданином. Выражается он, например, в том, что расторжение отношений возможно только по взаимному согласию сторон.

Правовой характер связи гражданина с государством заключается в регулировании последним данных отношений, что выражается в установлении оснований приобретения и прекращения гражданства, процедурах изменения гражданства по ним.

Государством также определены органы, уполномоченные решать вопросы гражданства: исходя из действующего законодательства Российской Федерации это Президент, Федеральная миграционная служба и ее территориальные органы, Министерство иностранных дел, дипломатические и консульские учреждения и другие органы (например, органы внутренних дел). Аргументом в пользу правового характера связи является его юридическое закрепление государством.

Для гражданства характерен ряд принципов, прописанных в Конституции РФ, а также в ст. 4 Федерального закона № 62-ФЗ от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон о гражданстве):

  • равенство гражданства независимо от оснований его приобретения, то есть наделение граждан РФ равным объемом прав, свобод и обязанностей, в отличие от, например, США, где Президентом страны может стать лишь получивший гражданство по рождению;
  • открытый характер гражданства подразумевает под собой, что любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, не ограниченное в гражданстве, вправе подать заявление о приеме в российское гражданство;
  • единство гражданства, что означает наличие на территории Российской Федерации всего одного гражданства. При этом гражданство, допустим, республики в составе РФ, не порождает двойного гражданства, проблема которого вставала в стране в последнее десятилетие XX века;
  • свободный характер гражданства, что означает наделение гражданина правом свободно изменять свое гражданство;
  • непроживание гражданина на территории страны не прекращает российского гражданства;
  • предоставление защиты и покровительства за рубежом, что налагает на государство и его компетентные органы обязанность по соблюдению и защите прав своих граждан в иностранном государстве;
  • невозможность лишения гражданства – конституционный запрет для государства лишать гражданства в одностороннем порядке;
  • невозможность высылки гражданина или его выдачи иностранному государству;
  • поощрение государством приобретения гражданства РФ лицами без такового;
  • заключение и расторжение брака между гражданами разных государств, один из которых имеет гражданство РФ, не влечет изменения гражданства указанных лиц;
  • возможность иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство).

Интересно, что многие авторы говорят о несистемности изложения принципов гражданства в Конституции. В частности, вопросы правового регулирования гражданства, установления ряда его принципов рассматриваются в ст. 6 главы 1 Конституции РФ, закрепляющей основы конституционного строя.

Между тем как в ряде зарубежных стран, так и в России институт гражданства считается частью конституционно-правового статуса личности, которому посвящена глава 2 Конституции РФ. Причем сам институт гражданства достаточно несистематизированно изложен сразу в двух вышеперечисленных главах.

Объяснение находят лишь в том, что законодатель при установлении ст. 6 Конституции руководствовался правилом, изложенным в ст. 16 Конституции: никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. С данной позиции норма ст. 6 представляется основой основ, базовой нормой института гражданства, которой не могут противоречить даже конституционные нормы, также входящие в состав данного института конституционного права.

Несмотря на всю фундаментальность и проработанность института, регулирующего взаимосвязь лиц с государством, в нем до сих пор находят место и свежие тенденции развития гражданства. В частности, речь идет о понятии спортивного гражданства. Явление настолько свежее, что до сих пор не обозначены его родовые признаки: является ли оно разновидностью гражданства или представляет собой некий обособленный институт, позаимствовавший понятие из конституционного права.

Под спортивным гражданством понимается возможность спортсмена участвовать в мероприятиях (соревнованиях), проводимых международными и национальными спортивными организациями (ассоциациями, союзами, федерациями), культивирующими тот или иной вид спорта.

Тема актуальна для Российской Федерации. Не так давно в стране окончились Олимпийские игры, на которых помимо собственно русских от нашей страны выступали и украинцы, и корейцы, и американцы. При этом данные лица были приняты в гражданство Российской Федерации и являлись такими же гражданами страны, как и остальные спортсмены.

И этот вопрос, очевидно, регулируется конституционным правом. Хотя бы потому, что в ходе принятия указанных лиц в гражданство использовалось соответствующее законодательство. В этой части можно говорить о совпадении данных понятий.

Однако регламентами соответствующих спортивных ассоциаций (например, FIFA – международной футбольной ассоциации) установлены правила, исходя из которых принимается решение о выступлении спортсмена за определенную национальную команду.

Некоторые из таких документов предусмотрели особые правила смены национальной сборной, которые лишь опосредованно взаимодействуют с национальным законодательством о гражданстве, а иногда и вовсе не связаны с ним. Так, например, глава VII Устава FIFA прописывает правила, согласно которым спортсмен, представлявший национальную сборную на официальных соревнованиях любой категории, как правило, не может представлять другую национальную команду. Далее следует ряд исключений, которые практического значения для данной работы не представляют, ибо описывают специальные правила понимания официального соревнования, возраста футболиста и др.

Из Правил игры регби вовсе следует, что гражданство не является единственным условием, при котором игрок вправе выступать за соответствующую сборную. Одним из критериев допуска игрока к выступлению на официальных соревнованиях является проживание в течение тридцати шести месяцев подряд на территории соответствующего государства в период, непосредственно предшествующий дате игры (что отнюдь не означает получение гражданства).

Таким образом, очевидно, что понятия гражданства и спортивного гражданства могут расходиться в своей сути, что в целом соответствует общей тенденции переноса понятий из отрасли права в отрасль спорта и его регламентов. Исходя из сущности гражданства как правовой связи лица с государством, выраженной в совокупности прав и обязанностей, мы можем соотнести данное понятие со спортом.

Действительно, спортивное понятие гражданства часто строится на классическом, заложенном в конституционном праве понятии, но, как мы убедились выше, в юридическом аспекте спорта это не парадигма, от которой не отходят современные ассоциации.

На наш взгляд, корни изучаемого явления лежат скорее в трудовом праве. Ведь от того, может спортсмен выступать за определенную сборную или нет, зависит в конечном итоге лишь его место работы. В таких условиях вопрос спортивного гражданства выглядит как требование к работнику, без которого он не получит допуска к рабочему месту.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)