Информационная система компании и учетная информация для финансовой аналитики

На взгляд непосвященных, понятия «данные» и «информация» — синонимы, однако менеджеры четко их различают. Данные — это «сырые» факты в количественном и качественном отражении, например выданная кассиром заработная плата, сумма удержанных налогов, выписанные и оплаченные счета поставщиков, заключенные договора подряда и т.п. После обработки (фильтрации, систематизации, компоновки) данные становятся информацией.

Чем больше компания, тем сложнее процесс сбора данных и превращения их в нужную для принятия решений информацию. Возникают системы обработки данных. Первой традиционно возникает система учета, появляющаяся с первых дней создания компании и являющаяся обязательной для большинства организационных форм бизнеса. Системы бухгалтерского, управленческого, налогового учета фиксируют в денежном выражении происходящие в компании события.

Так как денежное представление является понятным, легко обрабатываемым для получения интегрированных оценок, то учетная система традиционно лидирует среди других. Впоследствии появляются системы контроля качества, кадровой, маркетинговой, логистической информации. Их особенность — включение как количественной, так и качественной информации (например, по кадровой системе количественная информация: текучесть кадров, возрастной состав, качественная: степень мотивированности работников, предпочтения в социальных программах и схемах вознаграждения и т.п.).

Важный шаг в развитии управления компанией — объединение разных систем информации в интегрированную информационную систему: управленческую информационную систему (management information system, MIS), представляющую собой комплекс взаимосвязанных подсистем, обрабатывающих данные с целью получения нужной на данный момент информации.

Характерная особенность интегрированной системы — одни и те же данные фиксируются в разных подсистемах и формируют соответствующую потребностям в текущий момент информацию. Схематично перевод данных в ин`формацию показан на рис. 2.2.

Из рисунка 2.2 видно, что данные могут быть внешними (источники расположены вне компании — например, данные о рыночных конкурентах и ценах, на которых они работают) и внутренними (формируются внутри компании, например, оказание услуг сервисным подразделением). В зависимости от стадии жизненного цикла и размера компании информационные системы отличаются степенью формализованности, структурой входящих подсистем, нацеленностью выходных потоков на определенные уровни управления (например, оперативный уровень, среднее звено, топ-менеджмент).

В учетной подсистеме следует четко разделять налоговый, бухгалтерский (финансовый) и управленческий учет, а также итоговые документы, ими представляемые: налоговую, финансовую и управленческую отчетность. За последние годы российские компании существенно развили принципы и практику формирования учетной информации. Произошло четкое разграничение бухгалтерского (финансового), налогового и управленческого учета. Стандарты финансового учета Российской Федерации (положения о бухгалтерском учете, ПБУ, разрабатываемые Министерством финансов Российской Федерации (Минфин России)) все более приближаются к мировым стандартам (международным стандартам IAS).

Налоговый учет и налоговая отчетность не совпадают (и не обязаны совпадать) с финансовой отчетностью. В качестве примера можно привести отражение амортизации, когда в бухгалтерском учете Российской Федерации (ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н) допускается выбор метода амортизации из трех возможных, а в налоговом учете в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) — только двух: линейного и уменьшаемого остатка. Существенные расхождения по расчету прибыли для налогообложения и для отражения в финансовой отчетности выявились в 2002 г. с введением в действие главы 25 НК РФ. В Налоговом кодексе РФ существенно уменьшились сроки полезного использования основных средств, что значительно изменило прибыль для налогообложения.

Особенно существенно эти изменения затронули сырьевые компании. Например, для «Газпрома» налоговые платежи по прибыли за полгода уменьшились более чем в 3 раза. Если раньше машины и оборудование (например, арматура для магистральных трубопроводов) амортизировались со сроком 10—18 лет, то по НК РФ с 1 января 2002 г. он уменьшился до семи-десяти лет. По используемому оборудованию также стали применяться новые нормы амортизации. Например, если газопроводу, который по ранее принятым нормам должен был амортизироваться 10 лет, на текущий момент исполнилось шесть лет, и срок его использования по НК РФ сократился до семи лет, то за оставшийся год компания получила возможность списать 40% оставшейся стоимости.

Еще одно изменение в налогообложении по НК РФ привело к существенным различиям в налоговой и финансовой отчетности — с 2002 г. переоценка основных фондов не позволяет снижать налогооблагаемую базу через амортизацию. Вывод, который на собственном опыте сделали компании: налогооблагаемая прибыль и прибыль фи- нансовой отчетности могут существенно различаться.

Для зарубежных компаний (например, в США) расхождение между налоговой и финансовой отчетностью также часто связано с амортизационными начислениями. В налоговом учете компании чаще всего используют ускоренную амортизацию, что позволяет экономить на налоге на прибыль. В финансовом учете превалирует линейный метод амортизации, что приводит к завышению декларируемой отчетной прибыли по сравнению с налоговой отчетностью.

Различия в налоговом, управленческом и финансовом учете, а также в их итоговых документах (отчетности) связаны с пользователями данной информации. Группы пользователей существенно различаются как по целевым установкам относительно функционирования компании, так и по возможности влиять на принятие решений.

Финансовая отчетность как обобщающий результат бухгалтерского учета разрабатывается в первую очередь для владельцев собственного и заемного капитала, а также для краткосрочных кредитов. В мировой практике существуют различные модели бухгалтерского учета (англо-американская, континентальная, южно-американская), в том числе и модель, ориентированная в первую очередь на интересы государства. Однако представляется, что главная задача бухгалтерского учета — представление информации для владельцев капитала.

Три модели бухгалтерского учета по влиянию государства и различных групп собственников показаны на рис. 2.3.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)