Идея «Общей Пользы» в педагогике сознания

Для нашего исследования значение имеет также понимания права как элемента Общего Блага и его ценностьсредство.

«Функция ценностно-правовой ориентации заключается в том, что Общее Благо как бы задает человеку идеалы, ориентирует его в том, что справедливо, а что несправедливо, что законно, а что противозаконно».

Право, как средство движения к Общему Благу, взаимосвязано с понятием «Общая Польза». Современному человечеству, непонимающему значение идеи Общего Блага, важно раскрыть ее смысл с позиции личной выгоды. Осознание необходимости соединения всех в единое пространство во имя их жизни.

Возможность такого слияния происходит только в процессе их взаимодействия друг с другом, при условии принятия друг с другом, чтобы выжить самому, развить свои способности, обеспечить себя новыми духовными открытиями и материальными благами. Поэтому идея Общего Блага в условиях повседневной жизни трансформируется в идею Общей Пользы как права людей реализовать свои цели в созвучии с другими людьми. При этом помощь, оказываемая людям – есть средство приблизится к осуществлению своих жизненных планов в процессе своего развития.

Социальная цель российского общества – развитие права людей на помощь другому. Но это не решение за него его проблем, а поддержка его, создание условий, необходимых для выхода из трудной ситуации. При этом помощь оказывается в пределах своей компетенции в основном не материального характера, а духовного, выраженного в стремлении помочь в изменении взглядов, расширении сознания. Призыв к состраданию предполагает именно такой подход, а не рыдание рядом с нуждающимся. Решение проблем за другого накладывает дополнительные обязательства на помогающего, утяжеляет его жизненный путь.

Польза – ценностное понятие, отражающее положительное значение предметов и явлений в их соотнесенности с интересами субъекта индивидуального или коллективного.

В более строгом смысле польза – характеристика средств, достаточных для достижения заданной цели. Наряду с пользой целерациональное мышление использует и другие ценностные понятия, а именно: «успех» – достижение результатов, близких к запрограммированным в качестве цели, и «эффективность» – достижение результатов с наименьшими затратами.

Так что в более широком смысле нечто признается полезным, если:

  • отвечает чьим-то интересам,
  • обеспечивает достижение поставленных целей (способствует успешности действий), причем
  • с наименьшими затратами (способствует эффективности действий).

В отличие от пользы под «выгодой» или «корыстью» в узком значении этих слов следует понимать такой интерес, осуществление которого возможно ценою интересов других людей и сообществ. Как и другие ценности практического сознания (успех, эффективность, целесообразность, преимущество и т.п.), польза представляет собой относительную ценность в отличие от высших ценностей (добра, прекрасного, истины, совершенства)», объединенных в идее Общего Блага.

«Принятие пользы в качестве ценностной ориентации может порождать нравственные коллизии в том случае, когда польза трактуется как благо само по себе или как моральное добро. Сами по себе понятия и правила пользо-ориентированного сознания морально нейтральны. Однако с этической точки зрения всегда сохраняется существенное различие между моралью как таковой и отношениями полезности, между добром и пользой, поскольку польза и родственные ей понятия отражают ценности и нормы, адекватные именно отношениям обособленных, отчужденных, но связанных друг с другом индивидов.

В исторически раннем или неразвитом ценностном сознании понятие пользы исчерпывается значением удовлетворения жизненных потребностей. Во всех традиционных обществах стремление к пользе как к наживе осуждалось. Наиболее ценными признавались блага, доставшиеся в наследство, в результате дара или благодеяния, по случаю. Развитие товарного производства и денежного хозяйства определило формирование иных ценностных ориентаций; в рамках экономических, вещных отношений польза – приоритетная ценность, ключевой принцип деятельности.

Наиболее типичным выражением пользо-ориентированной деятельности является предпринимательство как деятельность, направленная на достижение прибыли посредством производства товаров и предоставления услуг…

Как показывает история культуры, предпринимательская деятельность воспринимается негативно сознанием, покоящимся на коллективистских ценностях. Патриархальная, традиционалистская, обшинно-коммунитарная оппозиции принципу пользы апеллируют к общему (общественному) интересу. Ориентация на пользу при этом толкуется как своекорыстие, а сама польза признается и высоко оценивается только как общеполезность, как Общее Благо.

В классической либеральной мысли нравственно-гражданское значение принципа пользы усматривается в том, что он позволяет устанавливать масштаб общественной значимости индивидуального поведения и тем самым ограничивать эгоистическое своеволие. Польза характеризует средства, годные для достижения заданной цели. Соответственно выражение принципа полезности дополняется такими максимами, как «Стремись к успеху», «В достижении целей используй оптимальные средства».

К практическому мышлению относится также понятие «выгода», однако его значение особо, на что обратил внимание Дж. С. Милль. Если польза определяется в отношении к чьим-либо интересам, то внутренние значения понятия «выгода» различаются сообразно принадлежности и характеру интересов, удовлетворение которых предполагается в качестве цели.

Можно выделить три класса интересов:

  • частные (особенные) цели индивида или группы (т. e. специфичные для данного субъекта), реализация которых возможна за счет ущемления интересов других субъектов;
  • общие интересы индивида или группы, т. e. интересы, присущие, как правило, всем индивидам и группам в данной ситуации; их удовлетворение также может предполагать ущемление чужих интересов, однако последнее воспринимается как недостаток системы, а не злой умысел субъекта интересов;
  • интересы группы или общества в целом.

Полезное в отношении интересов первого класса нередко называется выгодой или корыстью, в отношении второго и третьего классов – общей пользой или благом (в узком смысле этого слова). Как и другие ценности личного сознания (успех, эффективность, целесообразность, преимущество и т. п.), польза представляет собой относительную ценность в отличие от высших ценностей (добра, прекрасного, истины).

Принцип пользы проявляет зависимость человека как носителя частного интереса от других людей и, следовательно, его сориентированность на общественно значимые ценности. В рамках отношений пользования (как взаимопользования) сориентированный на пользу индивид видит цель в себе, а в других лишь средство; однако, нуждаясь в товарах и услугах, которыми обладают другие, он вынужден вступать в обмен с ними, предлагая то, чем владеет сам, иными словами, он сам предстает в качестве средства для удовлетворения чужих целей (Гегель, Маркс).

Нравственно-гражданское значение принципа пользы определяется тем, что он позволяет установить масштаб общественной значимости индивидуального поведения и тем самым ограничить эгоистическое своеволие. Не случайно, что именно на основе отношений взаимопользования появляется реальная возможность для провозглашения равенства, свободы, справедливости как высших целей общественного развития.

Абсолютизация же принципа пользы, меркантильность разрушают духовные и нравственные основы жизни и препятствуют совершенствованию человека, которое непременно опосредствовано бескорыстным и милосердным отношением человека к другим людям».

Итак, Общая Польза как средство реализации Общего Блага в современном мире может быть раскрыта как помощь в обеспечении человека теми благами, которые его интересуют, но только во взаимосвязи с другими людьми. В связи с этим возникает проблема понимания себя и других людей.

Интересно
Важно найти точки взаимосвязи с другими людьми, не попадая под воздействие отрицательных эмоций, а нейтрализуя их, и стремясь к восстановлению тех чувств, которые несут радость Бытия. Однако отношения людей друг к другу остаются отношениями зависимости и конкуренции, но не созидания. Дружба стала редким явлением, которое скорее рассматривается как выгодное партнерство или зависимое сотрудничество.

Сущность Общей Пользы заключается в том, что человек начинает не отвергать свои потребности и интересы, а устремляясь к их осуществлению с учетом интересов других людей, развивает в себе новые качества, новые способности в процессе деятельности и обретения нового опыта. В результате меняется образ мыслей и образ действие, меняются представления о себе и о мире в позитивном ключе эволюционного преобразования.

Рассмотрим педагогический смысл помощи ребенку в развитии у него способности к осуществлению права нести Пользу другим людям. Польза возникает как средство обеспечения человека правом оказывать ту помощь, которую он может предъявить другим, исходя из своих возможностей и интересов, способностей и имеющихся качеств.

Возможности возникают исходя из его природных задатков, физических свойств тела. Однако все это имеет значение, если у ребенка уже имеются посылы к оказанию помощи людям. Они могут быть врожденными, связанными с набором тех глубинных свойств его Индивидуальности, так и стимулируемые педагогами и родными людьми радости от обогащения других новыми возможностями Бытия, помощи в решении насущных проблем путем снятия отрицательных посылов человека и устремления его в радостное будущее.

Весь мир наполнен смыслами Бытия, космическими идеями, несущимися в пространстве Мироздания. Но их можно выявить для себя только при наличии уже имеющегося опыта Пользы, опережающего устремленного движения по освоению данной идеи как главного жизненного смысла, его основания, фундамента, на котором будет строиться вся его жизнь и деятельность, отношения, привлечения качеств, необходимых для построения этого Дома, лишенного личностного, но несущего в себе неприходящие ценности Общего Блага.

Без этого невозможно строительства всего Дома жизни человека, так как он будет накреняться и ломаться, а не превращаться в монолит беспредельности. Тогда надо понять педагогам как строить такой фундамент. Вера в Космические законы Бытия, духовные начала жизни – являются основанием деятельности педагога. Затем важно обеспечит людей пониманием, что именно расширение сознания – есть путь к развития своей Индивидуальности.

Индивидуальность осознает свою глубинную взаимосвязь с другими и стремится построить свою жизнь и творчество во имя Общего Блага, для Общей Пользы.

Мир людей, основанный только на социализации – это мир иллюзий, т.к. социальные процессы все время корректируются, вносятся изменения в ценности и цели развития общества и государства. Но незыблемым для всех остается духовная составляющая народа. Она зависит только от принятия себя как части Беспредельного мироздания, находящегося постоянно в зависимости от состояния развития других людей.

В процесс принятия духовных ценностей, заложенных в Космических идеях Любви как преданности Высшим идеалам, Гармонии как отражении Красоты, Познания как стремление к Истине, вписанных в Индивидуальность человека, происходит их раскрытие. Одновременно формируются духовные способности путем освоения духовных знаний и чувств, и многократного применения их в деятельности, что определит качество соответствующих поступков.

Движение к Общей Пользе основано на принятии себя таким каков есть, доброте к себе. Как можно желать блага другим, если не умеешь желать блага себе, постоянно пребывая в разочарованиях, испытывая отрицательные эмоции (обиду, страх, зависть, вину, гнев и т.д.).

1. Стремление к собственному благополучию, при этом желая благополучия другим – это один из важных смыслов Общей Пользы в развитии личного сознания. Сначала оценивается, принесет ли данное действие пользу мне, затем будет ли польза от этого действия другим в будущем. Если последствия этой пользы для человека положительные, но другим наносят вред, то надо искать другие способы, которые обеспечат благо и другим.

Иначе отрицательные последствия для других, обязательно в последствии скажутся и для данного человека, так как пространство людей предполагает взаимосвязи и взаимозависимости. Если этот поступок выгоден только другим, то индивид или ищет иные способы решения, или принимает это как необходимую жертву собственным интересам, но при этом сожалений испытывать не будет. Данный поступок уже характеризует высокий уровень глубинного сознания человека в его движении к Общему Благу.

А. В осуществлении движения к Общей Пользе педагогу необходимо развивать у детей саногенное мышление (Ю. Орлов) как умение размысливать свои отрицательные эмоции и развивать положительные чувства (доброту, спокойствие, мужество, эмпатию, оптимизм и т.д.), тем самым изменить свое отношение к поступкам других людей.

Во-первых, если они совершают действия против человека, то надо ли ему испытывать отрицательные эмоции? Если он будет испытывать гнев и обиду, то тем самым помогает им достичь своей цели, несет разрушение своему здоровью, духовному развитию, а также поддерживает расширение негативных явлений и энергий в социальном пространстве.

Во-вторых, необходимо позволить другим людям быть разными, испытывать разные состояния, которым подвержен и сам, т.е. не навешивать «ярлыки» на образ других людей, как бы требуя от них быть всегда такими, какими себе он их определил. Ведь он также может испытывать разные чувства и находиться в разном эмоциональном состоянии. Поэтому, признавая за другим человеком право быть и добрым, и эгоистичным, как и сам, научиться радоваться тому, что он был и добр ко мне, и его надо в этом поддержать.

В-третьих, испытывать радость как желание блага всем, а не только избранным (так как это чувство будет несовершенным) позволяет стать более сбалансированным, сознание при этом не испытывает негатива, оно активно развивается. Подобным образом мы можем приносить пользу себе и другим.

Следующим аспектом движения к Общей Пользе в деятельности педагога является помощь в четком признании цели, ясное представление о ней, что обеспечивает человеку уверенность и внутренний покой в этом движении, принятие милосердия и доброты как блага. При этом работу в реализации своей цели надо начинать немедленно, не откладывая ее на время. Это позволит начать изменению самого себя, что, возможно, повлияет на изменение других. Это и есть движение к Общей Пользе.

Важным аспектом осуществления Общей Пользы в педагогической деятельности – это развитие культурной среды, насыщенной идеями и ценностями Общей Пользы, что обеспечивает ненасильственное влияние на изменения ценностей, целей, сознания ее субъектов.

2. Высоким уровнем движения к Общей Пользы является движение к Общему Благу, основанному на глубинных процессах, происходящих в сознании человека, характеризующимися как мудрость, возникающей не на основе освоения нужной информации и обработки ее на уровне интеллекта, но сущностного осознания на основе жизненного опыта и чувств исинной природы вещей и самого себя.

Это преодоление эгоцентризма, осознание этого как потребности в освобождении от борьбы за собственную выгоду, а желание работать во благо других, так как мне не нужно думать о своих личных проблемах, что и есть мудрость, истинная любовь и сострадание.

Мудрость – есть опыт познавания себя и постижения своей сущности.

Достигается в процессе особой рефлексии, самонаблюдении при условии спокойствия и ясности ума, что позволяет человеку видеть исинного самого себя без искажений. Поэтому движение к Высокому уровню Общей Пользы или Общему Благу это стратегическая цель человечества, приведение человека к духовному сознанию.

Таким образом, можно выделить два направления в движении людей к Общей Пользе:

  • Первое направление – это личностно-социальное движение к Общей Пользе, основанное на осознании личного интереса и выгоды в интересах общего, ведущее к развитию личного сознания.
  • Второе направление – осознание человеком необходимости движения по пути Общей Пользы для достижения исинной цели Общего Блага, характеризующееся отказом от своей самости, освоением истинных ценностей на основе полученного опыта, обретения мудрости и актуализации этого пути для других людей.

Сущность педагогической поддержки в процессе устремления ребенка к Общей Пользе заключается в непосредственной индивидуальной помощи и создании педагогических условий для осознания, приобретения опыта и принятия Общей Пользы как основы своего развития и саморазвития, развития своего сознания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)