Идея Общего Блага в педагогике сознания

Ведущим педагогическим смыслом нового воспитания является «Жить и трудиться во имя Всеобщего Блага». Идея Общего Блага активно рассматривалась еще в античности. Истоки ее можно найти в древнеиндийских ведах. В настоящее время эта идея не вызывает интереса у людей, кажется им архаичной. Но именно она является ведущей идеей, отражающей суть эволюционного движения человечества, вписанной в развитие Планетарного Бытия.

Интересно
Общее Благо – в социальной философии: «все необходимое для обеспечения полноценной жизни каждого человека и сообществ, в которых он участвует…Это вся сумма общественных, правовых, экономических, культурных, религиозный условий, все нужно для образования и воспитания, для сотрудничества, взаимопомощи, личной инициативы и творческой самореализации, для общественных и деловых проектов, для духовного возрастания личности».

Сократ употреблял понятия добро, добродетель в широком значении блага, то есть высшего воплощения духовного потенциала человека, духовного совершенства, достигаемого выполнением высоких духовных целей наилучшим способом. Для Сократа это означало жить в мире с самим собой, обладать чистой совестью и самоуважением. Эту же мысль поддерживали Платон и Аристотель.

Идея Всеобщего Блага заключается в признании существования некоторого единственно верного положения вещей, наиболее благоприятного для всей Земли, к которому обязан стремиться каждый человек всеми возможными способами. Это способ выживания и процветания человечества на нашей планете. Это внутреннее желание и мотивация каждого жителя Земли установить справедливость и способствовать всеобщему процветанию, в нахождении, утверждении и действии равной для всех меры свободы и справедливости.

В философском энциклопедическом словаре  благо рассматривается как то, что имеет ценность. «Эти размышления были широко представлены в дискуссиях о соотношении блага и ценностей во второй половине XIX века. Благо является предпосылкой духовно-нравственных ценностей. Так, например, честность (моральная ценность личности) предполагает, что существуют блага (а не только вещи), которые нужно уважать как владение других; любовь к ближнему предполагает такую ценность блага, как подарок и т. п. другому, правдивость – ценность истинного высказывания. Для того, кто верен, верность является нравственной ценностью, для того, кому верны, верность является ценностью блага».

Благо – «…, во-первых, это ценность, т.е. способность предмета, процесса или явления быть значимым для людей в культурном, общественном или личностном отношении. Общее благо объективно в том смысле, что объективны принципы, требования, нормы общечеловеческой жизнедеятельности, объективны их роль и значение для человека.

Рождаясь, человек застает их уже «готовыми», и в этом смысле они от него не зависят. Субъективность же общего блага заключается в том, что оно существует лишь как результат оценки человеческого действия. В том, что вне человека, общее благо лишено смысла.

Во-вторых, общее благо – не просто ценность, а общечеловеческая ценность. Это означает, что его требования распространяются и признаются всеми людьми, независимо от пола, возраста, партийной, этнической или религиозной принадлежности. В таком общечеловеческом смысле общее благо выступает неким эталоном, с которым соизмеряются другие ценности или поступки людей.

В-третьих, общее благо есть высшая ценность. В силу этого оно обладает всеми характеристиками, которые присущи высшим ценностям, и прежде всего, неутилитарностью, т.е. ценность общего блага определяется не его практическим применением для чего-либо иного, а всё иное, напротив, приобретает значимость лишь в контексте общего блага».

В воспитании – Стремление к Всеобщему Благу осуществляется в иерархической последовательности снизу-вверх – благу семьи, друзей, школьного сообщества, социума, общества в объеме страны, ближайшего дружественного окружения государств, всей планеты, Космоса.

Это формирование:

  • уважения к личности и интересам другого человека;
  • толерантных взаимоотношений, но не попустительских, нарушающих равноправие;
  • умения сочетать общественные и личные интересы, умения строить договорные отношения для реализации целей и интересов;
  • мировоззрения, основанного на осознании личной заинтересованности каждого человека, что успех в его жизнедеятельности зависит не только от него, но и успеха других, общества, планеты;
  • духовных и энергетических качеств (доброта, эмпатия, другодоминантность, спокойствие и равновесие, оптимизм, усердия, мужество и стойкость, справедливость);
  • способности к сотрудничеству, сотворчеству, сочувствию.

Благом признается то, что обеспечивает духовное, социальное, психическое, физическое и материальное развитие человека и общества. Движение к новому воспитанию осуществляется через воспитание по развитию сознания сообразного современной культуре.

Движение к Общему Благу характеризуется не общими нравственными рассуждениями, а естественными процессами движения энергий, происходящими по Космическим законам, прежде всего закону Единства (все взаимосвязано друг с другом) и магнитности (притяжения).

Каждый человек обладает той или иной степенью магнитности, то есть притяжения низких или высоких вибраций, исходящих от испытываемых им отрицательных или положительных эмоций и чувств. Человек постоянно активен, постоянно порождает энергии, связанные с этими эмоциями, тем самым он аккумулирует в себе положительные или отрицательные качества для магнитного насыщения сознания созвучными элементами.

Мысли, чувства, действия, насыщенные высшими смыслами (доброта, любовь, красота, мудрость, стойкость, мужество и др.) несут человеку развитие и совершенствование всех его сфер, ведут к накоплению положительного. Негативные, злые мысли, чувства и поступки разрушают все существо человека.

Соответственно человек притягивает к себе созвучные энергии из пространства по закону притяжения родственных элементов. Поэтому к человеку с положительными или отрицательными накоплениями притягиваются люди с соответствующими энергиями и уровнем сознания. Это является одной из причин возникновения тех или иных сообществ, групп сверстников.

Однако необходимо понимать, что положительные качества, например, чувство радости, нужно сначала воссоздать, хотя бы минимально, внутри себя самого, чтобы это качество могло привлечь из пространство соответствующие энергии. В отсутствии соответствующего, даже минимального, элемента невозможно притянуть желаемые энергии и утвердить нужные качества.

Поэтому задача педагога заключается в помощи ребенку в осознании необходимости самоконтроля, самообладания и умении владеть своими чувствами, личного волевого действия для обеспечения развития и самосовершенствования лучших человеческих качеств.

Это важно не только для самого человека, но и создания соответствующей атмосферы и среды, влияющей на членов окружающего сообщества. Если педагог создает условия, при которых ребенок воспринимает яркие и красочные образы, мысли о мужестве, доброте, любви, стойкости духа, то и сознание, сочетаясь с такими мыслями, получает соответствующее звучание.

Человек живет в мире своих иллюзий, в малом мире тех представлений, которые окружают его. Мир же велик и многообразен. Поэтому необходимо расширение сознания, чтобы не оставаться в призрачном мире своих чувств и мыслей. Средством расширения сознания является непрерывный процесс познания и движения к Общему Благу.

Однако многие считают, что движение к Общему Благу связано с жертвенностью, отречением от себя, лишение себя во имя других. Но что такое жертвенность? Это явление предполагает безвозмездную отдачу чего-либо, не получая ничего взамен. Так ли обстоит дело в данном смысле?

Человек жил, думая только о себе в соответствии со своим малым сознанием, в своей самости. Но отказываясь от своего привычного малого мирка, где все было сконцентрировано только на себе, своих проблемах и успехах, человек входит в новый мир, более широкий, расширяет свое сознание. Отвергая свой малый мир, обогащается новым видением, более широким и сверхличным. Тогда он ничего не теряет, а только приобретает.

При сравнении жизни эгоиста с его убогой ограниченностью, постоянными страхами и боязнями за себя и свои вещи с жизнью деятеля Общего Блага, для любого человека, общества и планеты в целом – награда отдается последнему. Движение к Общему Благу не жертва, а приобретение новых возможностей и создание новых условий для самосовершенствования, обретение радости самоотвержения, т.к. думая о других, мы расширяем свои возможности, обогащаемся новыми смыслами, усиливаем творческую активность.

Мы создаем пространство, где хорошо не только нам, но и другим, тем самым возникает безопасная и развивающая среда для нас. Путь продвижения по ступеням самосовершенствования – это, прежде всего, духовно-нравственное преображение себя.

Оно включает и формирование верной устремленности, и очищение себя от таких пороков, как:

  • o лень;
  • o насильственность;
  • o способность ко лжи, к предательству;
  • o грубость;
  • o корыстность;
  • o себеслужение;
  • o мстительность;
  • o самомнение;
  • o эгоцентризм;
  • o поиск людского признания;
  • o употребление алкоголя, табака, наркотиков;
  • o способность к грубым эмоциональным состояниям, таким как:
  • o злоба;
  • o раздражение;
  • o ревность;
  • o печаль;
  • o тоска;
  • o обиженность;

Из позитивных качеств, которые должны всячески развиваться, это:

  • o доброжелательность;
  • o сострадание;
  • o преданность Высшему;
  • o устремленность к познанию Высшего и Слиянию с Ним;
  • o готовность помогать другим существам;
  • o устремленность к творчеству;
  • o бескорыстие;
  • o восприимчивость к красоте;
  • o энергичность в делах служения и развития себя;
  • o контроль своих эмоций, отказ от грубости;
  • o устремленность к знаниям, понимание смысла жизни;
  • o развитие мудрой силы;
  • o обладание благодарностью как свойством души;
  • o бережное отношение к здоровью, ибо оно необходимо для успешной духовной работы и служения.

Итак, Общее Благо – есть цель движения человечества к осуществлению своего изначально заданного направления эволюционного развития, а в лице каждого конкретного человека возможность для самосовершенствования, что генетически заложено в каждом из нас, но требует педагогической помощи в раскрытии, очищении этого бытийного предназначения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)