Янсенисты – защитники православия в образовании

Естественной реакцией против иезуитов стало появление янсенистов. Они были учениками и последователями Янсена, изложившего свои взгляды в книге «Августин, или Учение св. Августина о здравии, недуге и врачевании
человеческого естества, против пелагианцев и массалийцев».

Янсений Корнелий Отто (1585-1638) – голландский богослов-католик, профессор Лувенского колледжа, читавший курс Священного Писания; епископ в Ипре. Свое учение он изложил в книге об Августине, где в области догматов выдвинул против иезуитов учение Кальвина о благодати.

«Главною порчею» Янсен считал языческую философию со схоластическим изучением Аристотеля. В середине XVII в. янсенизм служил сретодочием лучших умов католического мира, еще не заразившихся духом антиправославной иезуитской морали. Историк педагогики Карл Шмидт писал:

«Янсенизм был нравственно строг,

гениален в благочестии и науке;

иезуитизм бессовестен, умственно пуст,

бездушен и хитер».

В янсенизме, воспринявшем некоторые черты протестантизма, нашло выражение стремления к пересмотру догм позднего католицизма, в частности, этических принципов и практики иезуитов.

Янсенисты настаивали на возвращение к учению Августина Аврелия (354-430), христианского теолога и философа, епископа и богослова, признанного в католицизме святым. Он автор многих богословских сочинений: диалогов, проповедей, посланий.

Епископу Августину принадлежит онтологическое доказательство бытия Бога, вытекающее из идеи о существовании всесовершенного существа не только в человеческом сознании, но и в действительности. Бог, создавший этот мир и его атрибуты – время, пространство, растительный и животный мир, человеческое тело и дух, – творит его непрерывно.

По учению Августина, Бог создал человека праведным, со свободной волей, но «первородный грех» Адама и Евы поразил все человечество, и в мир пошло зло. Страдания и мученическая смерть Христа открыли людям путь к «спасению». Однако не на всех людей распространится эта благодать.

Бог, согласно теории христианского теолога, предопределил одних людей к погибели, других – к спасению. История человечества есть непрерывная борьба злого начала – «царства сатаны» (или земного государства) и праведников – «божьего царства» (на земле это церковь).

Без приближения к церкви нет спасения. В работах Августина «Исповедь» и «О граде Божием» показано его отношение к душе, к разумной организации человеческой жизни. Рассматривая «темные стороны души», автор пришел к выводу о необходимости божественной благодати, которая может спасти человека от греховной земной жизни.

Блаженство дает обладание истиной, достигаемой путем самосознания человека, его неустанной духовной работой. Эта истина, заключенная в человеческой душе, и приводит к Богу.

В трактате «О граде Божием» Августин представляет Римскую империю («град земной») как грешный, языческий мир, противопоставляя ему «град Божий». Это община избранных, объединенных любовью к Богу и христианским добродетелям.

Для средневекового богословия Августин являлся непререкаемым авторитетом в вопросах религии и философии, одним из отцов церкви. Учение христианского теолога стало основой янсенистов в борьбе с иезуистским воспитанием. Янсенисты стали открывать небольшие школы-интернаты.

Первое учебное заведение начало работать при упраздненном монастыре Пор-Рояль, что близ Версаля. Затем их школы открылись в Париже. Монастырь стал центром янсенизма. С Пор-Роялем были тесно связаны крупные философы, ученые, писатели: А. Арно, Б. Паскаль, Ж. Расин и др.

Близок к членам кружка янсенистов был и Р. Декарт, французский философ, математик, физик, физиолог. Все они вели строгий, почти аскетический образ жизни.

Янсенисты приобщались к науке, литературе, ремеслам, земледелию, знакомились с обучением в образцовой школе. Она была местом, где противники авторитарного иезуитского воспитания пытались осуществлять свои педагогические идеи на практике.

Основой воспитания янсенисты считали любовь в истинно-христианском духе. Девизом Пор-Рояля были слова «Молись и трудись».

Обучение детей доверяли учителям с «внутренним призванием», отличающимся благочестием и дарованиями к воспитанию юношества. Детей оберегали от всего негативного, что могло воздействовать отрицательно, нарушить чистоту их души.

Все было направлено на познание истины, возбуждения любви к добру. Воспитание янсенисты осуществляли по принципу отношений в родительском доме. Поэтому одному учителю поручалось не более пяти детей. Строгий морально-религиозный дух сочетался с теплой заботой о воспитанниках. Для развития настоящей нравственности янсенисты считали необходимым развитие разума.

Учебный план школ отличался многопредметностью. Предусматривалось изучение французского, латинского и греческого языков, религии, математики, физики, риторики и др.

В области обучения янсенисты ввели ряд нововведений:

  • начинали занятия с изучения родного языка;
  • реформировали преподавание латыни, где главное значение придавалось чтению текстов, а не грамматике;
  • разработали звуковой метод обучения чтению;
  • ввели изучение новых языков;
  • акцентировали внимание на наглядности обучения, на развитии ясного и логического мышления.

Выдающиеся педагоги–янсенисты (Арно, Лансело, Николь и др.) создали ряд добротных учебников, среди которых были труды большого научного значения: «Всеобщая и рациональная грамматика» – первый опыт построения так называемой логической грамматики, «Логика», учебники по математике.

Серия книг Лансело о методах преподавания языков явилась ценным вкладом в методику. Учебники были написаны ясным и точным языком.

По ним училось несколько поколений французских школьников.

Интересно
Иезуиты вели упорную борьбу с янсенитами. В 1653 г. янсенизм был осужден и признан еретическим согласно постановлению (булле) Папы Иннокентия X. Через три года осуждение подтвердил папа Александр VII.

В ответ на иезуитские буллы Блез Паскаль опубликовал серию памфиетов, в которых подверг убийственной критике мораль и политическую практику иезуитов («Письма к провинциалу»). Памфлеты осудили особым судом, объявившим, что они подлежат сожжению, т.к. содержат еретические положения янсенизма.

Памфлеты оскорбляют не только докторов богословия и некоторые монашеские ордена иезуитов, но и Папу и епископов. К сожалению, острая борьба янсенистов за чистоту гуманной христианской педагогики закончилась победой иезуитов. В 1660 г. школы янсенитов закрыли, а учителей «рассеяли».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)