Характеристика видов и полномочий государственных органов, осуществляющих государственное регулирование в сфере энергетики

В правовой литературе рассматриваются различные классификации государственных органов, каждая из которых имеет свое основание.

Так, Д.Н. Бахрах выделяет следующие классификации:

  1. В зависимости от правовой основы образования (органы, создаваемые на основе конституции, на основе текущего законодательства, подзаконных актов).
  2. В зависимости от содержания деятельности (органы общей и специальной компетенции).
  3. По порядку решения вопросов (единоначальные и коллегиальные).
  4. В зависимости от подчиненности и бюджета, из которого государственные органы финансируются (федеральные и органы субъектов Федерации).

А.А. Иванов, отмечая, что от имени государства в гражданском обороте могут выступать как представительные, так и исполнительные органы Российской Федерации, обращает внимание, что наиболее часто от имени государства действуют исполнительные органы власти, и прежде всего Правительство Российской Федерации, а также федеральные органы исполнительной власти, как отраслевые, так и функциональные.

М.Н. Марченко определяет следующие специфические признаки, отличающие государственные органы от негосударственных органов и организаций:

  • государственные органы формируются по воле государства и осуществляют свои функции от имени государства;
  • государственный орган выполняет строго определенные, установленные в законодательном порядке виды и формы деятельности;
  • наличие у каждого государственного органа юридически закрепленных организационной структуры, территориального масштаба деятельности;
  • государственный орган наделен полномочиями государственно-властного характера.

Как уже отмечалось, классификация государственных органов может быть проведена по различным основаниям, при этом при рассмотрении вопроса о государственном регулировании в конкретной сфере деятельности особое значение имеет объем полномочий и соответствующая компетенция государственных органов.

Определяющим критерием классификации государственных органов является характер их компетенции и то, что на основании данного критерия различают органы общей компетенции и органы специальной компетенции.

В сфере энергетики полномочия по государственному регулированию осуществляют различные государственные органы: Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти (в том числе Министерство энергетики Российской Федерации, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральная служба по тарифам, Федеральная антимонопольная служба), их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Основные полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование в сфере энергетики, приводятся в данной главе учебника.

Полномочия указанных государственных органов определены в соответствующих законодательных актах:

  • в Конституции Российской Федерации;
  • Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации»;
  • Федеральном законе «О защите конкуренции»;
  • Федеральном законе «О естественных монополиях»,
  • Градостроительном кодексе Российской Федерации;
  • Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, других законодательных актах, а также в специальном энергетическом законодательстве, в том числе в Федеральном законе «Об электроэнергетике»;
  • Федеральном законе «О газоснабжении в Российской Федерации»;
  • Федеральном законе «Об использовании атомной энергии»;
  • Федеральном законе «О теплоснабжении»;
  • Федеральном законе «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
    и других законах и подзаконных нормативных правовых актах.

Существенными полномочиями в сфере энергетики, в том числе в области использования атомной энергии, наделен Президент Российской Федерации.

Значительные полномочия по государственному регулированию в различных отраслях энергетики есть у Правительства Российской Федерации, федеральных органах государственной власти.

Особенностью публично-правовых отношений в сфере энергетики является то, что значительными функциями по государственному управлению наделена Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». Данные полномочия закреплены в Федеральном законе от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» ( ст.6, ст.7).

Государственное регулирование должно обеспечивать соблюдение указанных выше принципов государственного регулирования в сфере энергетики.

Сложной задачей является обеспечение баланса интересов энергетических компаний и потребителей, поставляемых ими товаров и услуг, которыми являются как юридические, так и физические лица.

Не менее сложной задачей является обеспечение баланса интересов вышеуказанных лиц и публичных интересов, принимая во внимание, что государственное регулирование в сфере энергетики охватывает различные области и его осуществляет значительное количество государственных органов.

Данные органы должны действовать в пределах своей компетенции, принимать нормативные, а также ненормативные правовые акты в соответствии с предоставленными полномочия, в соответствии с действующим законодательством, при этом не должны быть нарушены права, свободы и законные интересы граждан и организаций.

В соответствии с действующим законодательством отменить принятый государственным органом нормативный или ненормативный правовой акт может либо вышестоящий государственный орган либо суд.

Так, в соответствии со ст.33 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» закреплено, что постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации который противоречит Конституции, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации. В свою очередь Правительство Российской Федерации согласно ст.12 указанного закона вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

В соответствии с подп. «р» п.4.1 ст.4 Постановления Правительства РФ от 10.01.2005 № 30 «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» федеральный министр в случае необходимости приостанавливает решения подведомственных федеральных служб и федеральных агентств или отменяет эти решения, если иной порядок отмены не установлен федеральным законом.

При рассмотрении различные аспекты государственного регулирования, справедливо возникают вопросы о пределах государственного воздействия и о контроле за деятельностью уполномоченных государственных органов.

Вопросы, касающиеся пределов государственного воздействия, неоднократно поднимались в правовой литературе. Наиболее острым является вопрос о критериях пределов государственного воздействия.

По нашему мнению, основными критериями является действие уполномоченных государственных органов, принятие ими нормативных или ненормативных правовых актов в пределах своей компетенции, в соответствии с действующим законодательством, не допуская нарушения прав и законных интересов как лиц, осуществляющих определенные виды деятельности, так и граждан.

Установление нарушение пределов государственного регулирования может быть осуществлено либо вышестоящим государственным органом, либо судом.

Следует также обратить внимание на предоставленное государственному органу полномочия по рассмотрению разногласий, возникающих по определенным вопросам в сфере энергетики.

Так, например, Федеральная служба по тарифам имеет право рассматривать разногласия, возникающие между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в электроэнергетике, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, и принимать решения, обязательные для исполнения.

Данная федеральная служба также имеет право рассматривать разногласия по вопросам установленных цен (тарифов) между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), органами местного самоуправления поселений, городских округов, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии при обращении этих органов или организаций и принимать решения, обязательные для исполнения.

Необходимо также отметить, что в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений осуществляется общественный контроль, в котором вправе участвовать граждане Российской Федерации как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

Правовые основы организации и осуществления общественного контроля установлены Федеральным законом от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Рассматривая вопрос необходимости принятия данного закона и его значении для регулирования общественных отношений в том числе в сфере энергетики, В.В.Гриб отмечает, что данный закон не только создает правовую основу общественного контроля, но является важным стимулом для активности гражданского общества, и подчеркивает, что при разработке энергетического законодательства должен быть услышан голос гражданского общества, а также ученых и экспертов, которые заинтересованы в правильной энергетической политике.

В энергетическом законодательстве, в частности, в Федеральном законе от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» закреплены права организаций, в том числе общественных организаций (объединений), и граждан в области использования атомной энергии.

В соответствии со ст.13 данного закона организации, в том числе общественные организации (объединения), и граждане имеют право в установленном законодательством Российской Федерации порядке запрашивать и получать от соответствующих органов исполнительной власти, организаций в пределах их компетенции информацию по безопасности намечаемых к сооружению, проектируемых, сооружаемых, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Согласно ст.14 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» федеральные органы исполнительной власти в пределах имеющихся полномочий обязаны проводить с участием организаций, в том числе общественных организаций (объединений), и граждан обсуждение вопросов о размещении, проектировании и сооружении
объектов использования атомной энергии.

Таким образом, приведенные выше нормы закрепляют как определенные права граждан, так и устанавливают дополнительные обязанности государственных органов, направленных на обеспечение интересов граждан в области использования атомной энергии.

В завершении данного пункта хотелось бы еще раз подчеркнуть, что государственное регулирование в сфере энергетики, должно осуществляться в соответствии с установленными принципами государственного регулирования, должно быть последовательным, эффективным, и направленным на обеспечение баланса интересов всех участников общественных отношений в сфере энергетики.

Как уже отмечалось выше государственное регулирование в сфере энергетики оказывает существенное воздействие на частноправовые отношения, это касается и особенностей правового режима объектов частноправовых отношений, и правового положения субъектов частноправовых отношений и договорного регулирования в сфере энергетики.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)