Характеристика основных нормативных правовых актов

В контексте вопросов образования дошкольников следует руководствоваться основными правовыми актами международного и федерального законодательства. Дадим краткую характеристику ключевым документам.

Всеобщая декларация прав человека занимает ведущее место среди законодательных актов. Согласно ст. 26 Декларации, образование призвано решать четыре взаимосвязанные задачи:
  1. способствовать полному развитию человеческой личности;
  2. воспитывать у обучающихся глубокое уважение к правам человека и основным свободам;
  3. содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами;
  4. содействовать деятельности Организации Объединенных  Наций по поддержанию мира.

Эти положения легли в основу стратегии деятельности мирового сообщества второй половины XX столетия в области образования, не потеряли они своей значимости и в начале XXI в.

  • Декларация прав ребенка (1959 г.) является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные
    организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер. В десяти принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и образование, возможность развиваться физически, умственно, нравственно, духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. В ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.
Интересно
В Декларации впервые были сформулированы принципы, на которых должна базироваться государственная политика по обеспечению прав ребенка. В Декларации заложены гуманистические принципы, а сама она явилась основой для другого важнейшего документа – Конвенции о правах ребенка.
  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.) стала значительным событием в области защиты прав детей. Это юридический документ, включающий 54 статьи. «Конвенция о правах ребенка » является не только документом международного права высокого уровня, но и документом большой психолого-педагогической значимости. При разработке «Конвенции» решались вопросы, которые являются общими и значимыми для всех детей от 0 до 18 лет, в ней нет национальной принадлежности, расового приоритета – они едины.

Впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека. «Конвенция» признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на воспитание; развитие; защиту; активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

«Конвенция» – синтетический документ, каждый педагог на его основе должен выработать свои пути по реализации этого документа. Вопросы реализации идей «Конвенции» – это серьезная, целенаправленная работа ОУ по повышению качества воспитательнообразовательной работы с детьми.

  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». В этом документе специально выделяется особая категория детей, нуждающихся в защите со стороны государства. Наряду с детьми-инвалидами, детьми-жертвами вооруженных и межнациональных конфликтов к этой категории относятся дети с отклонениями поведения. Закон вводит понятие «социальных служб» для детей и предусматривает необходимость обеспечения их социальной адаптации и реабилитации.
  • Закон РФ «Об образовании» (нач. 90-х гг.). Этот закон посвящен образованию детей дошкольного возраста. Первыми педагогами ребенка-дошкольника являются его родители и именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития его как личности.  Право ребенка-дошкольника наобразование гарантируется государством. Государство гарантируетродителям финансовую и материальную поддержку в воспитании детей и обеспечивает доступность образовательных услуг для всех слоев населения. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимости коррекции развития этихдетей в помощь семье действует сеть дошкольных учреждений.
  • Национальная доктрина образования в РФ выступает политико-правовой основой правового регулирования российской системы образования. Политическая и декларативная составляющая документа более весомы, чем его правовое содержание. Доктриной впервые задан вектор развития российского общества в контексте развития образования. Документ определяет задачи, стоящие перед российской системой образования, сообщает о государственных гарантиях гражданам на получение образования и об изменении подходов к качеству образования, определяет единые цели воспитания и обучения, условия для сохранения единого образовательного пространства, развития демократичности государства. В доктрине отражена общегосударственная идея, лежащая в основе содержания образования и направленная на возрождение духовности и нравственности населения, формирование современного научного мировоззрения, культуры межнациональных и межконфессиональных отношений.
  •  Концепция дошкольного образования была утверждена в1989 г. Ее авторы – педагоги В.В. Давыдов, В.А. Петровский, Р.Б.Стеркина, Л.П. Стрелкова. Документ положил начало реформе, которая коснулась как организационной, так и содержательной стороны системы дошкольного образования. Концепция и последовавшие за ней нормативные документы Министерства образования РФ (ныне Министерство просвещения РФ) положили начало реформе, которая коснулась как организационной, так и содержательной стороны системы дошкольного образования.
  • В 1999 г. впервые Министерством образования РФ (ныне Министерство просвещения РФ) был выпущен информационный каталог-справочник по дошкольному образованию, в который включены программы и пособия для педагогов и детей, отвечающие государственным стандартам в области дошкольного образования и Концепции дошкольного воспитания. В настоящее время на территории РФ действуют рекомендованные Министерством просвещения РФ отечественные комплексные программы дошкольного образования («От рождения до школы» и др.).
  • Типовое положение о ДОУ (1995 г.). В соответствии с Законом РФ «Об образовании» закрепилось право ДОУ самостоятельно выбирать программу из вариативных программ. Этот подзаконный акт стал первоосновой деятельности всех детских садов РФ. Его основное положение конкретизируется в нормативных документах каждого ДОУ. Министерством образования (ныне Министерство просвещения РФ) был предложен пакет образцов таких документов, главный из них – устав ДОУ. Типовое положение регулирует деятельность государственных муниципальных ДОУ всех видов.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)