Дошколята

Проблема воспитания дошколят и их дневного досуга, пока родители находились на работе, решалась не только в городе, но и в сельской местности. Уже в 1930-е годы немало детских садов и детских яслей организовывалось при колхозах.

Пока родители трудились на полях, их самым маленьким детям предоставляли возможность находиться в передвижных яслях.

 

Вагончик передвижных яслей.

Один такой вагончик вмещал 12 ребятишек. Только в 1934 году в Атнинском районе было 149 таких вагончиков. В периодических изданиях тех лет встречались публикации об образцовом детском саде в колхозе им. «Известий» Арского района: упоминается, что дети обеспечены хорошим питанием и помещением, у них много игрушек.Не так много информации сохранилось в архивных документах о дошкольном образовании города и республики в период Великой Отечественной войны и послевоенного времени.

В основном это устные свидетельства и небольшое количество очень редких фотографий из семейного архива. Так, свидетели рассказывают про постоянное чувство голода, про рыбий жир, который давали в детском саду каждый день и который помогал справиться в этим чувством.

Взрослые, как могли, старались отвлечь детей дома и в детском саду от трагических событий, устраивали праздники с незатейливыми подарками и угощениями.

В годы Великой Отечественной войны сеть дошкольных учреждений не сокращалась, поскольку увеличилась занятость женщин на производстве.

В послевоенные годы количество дошкольных учреждений продолжало расти. В 50-60-е годы жизнь страны начала налаживаться. 50-е гг. характеризовались вниманием к умственному развитию подрастающего поколения. В дошкольных учреждениях было введено обучение по программе, обязательной для всей системы образования. Эта программа неоднократно дополнялась и уточнялась вплоть
до 1979 года.

Интересно
Роль дошкольных заведений возрастала с каждым годом. В 60-е годы стали строить комбинаты: это ясли и сад вместе, в них было группы для детей раннего возраста и 4 группы для дошкольников. В 60-е и 70-е годы возобновили опыт летних детсадовских дач. Детей не забирали вечером домой, они здесь и дневали, и ночевали.

Большую часть дневного времени дошкольники играли на открытом воздухе под присмотром воспитательниц. В наиболее благоприятную погоду воспитательницы водили детишек на организованную прогулку с разбивкой стоянки на какой-нибудь красивой лужайке, но обязательно с деревьями, чтобы была тень. На выходные своих детей на летней даче навещали родители. В Казани такие летние дачи располагались в районе озера Лебяжье и в с.Васильево.

На летней даче детсада в Лебяжьем

В 70-х годах детские сады становятся первым звеном в системе народного образования. Свидетельством тому выступает тот факт, что в
первые классы приходило около 30% детей, которые воспитывались в дошкольных заведениях. В ряде городов первые классы школ комплектовались полностью из воспитанников детских садов.

В постоянно действующих дошкольных заведениях Казани создавались подготовительные к школе группы, большую методическую и практическую помощь которым давали учителя начальных классов местных школ.

В 1970-е годы в деле организации общественного воспитания в сельских районах ТАССР было еще много недостатков: сеть дошкольных заведений росла еще медленно. Во многих колхозах и совхозах еще не было постоянно действующих яслей-садов.

Значительную помощь в организации общественного дошкольного воспитания на селе и в городе предоставляли шефы – коллективы предприятий, организаций, которые были способны постоянно и конкретно помогать яслям-садикам в укреплении их материальной
базы и улучшении воспитательной работы с детьми.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)