Гуманитарная система

Структура системы образования в единстве с другими элементами и институтами общественной жизни, выстраивая понятийное поле «образовательная среда» (или пространственный аспект непрерывного образования), под которой понимают систему ключевых факторов, определяющих развитие человека.

К ним относятся:

  • люди и заинтересованные группы, влияющие на образовательные процессы;
  • образовательные учреждения;
  • общественно-экономические условия и общественно-политический строй;
  • средства массовой информации и т.п.

К способу существования системы образования вряд ли применимы понятия технических систем, такие как целевая детерминация функций, направленное воздействие, автоматическое регулирование и контроль.

Если образование как гуманитарная система и определяется через определенные цели, то эти цели по отношению к ценностям занимают подчиненное положение, как средства по отношению к желаемому результату.

В процессе своего развития гуманитарная система вырабатывает, принимает, совершенствует идеалы, ценности, нормы, которые и определяют с учетом ситуации окружающего мира ее путь, и приоритетно можно говорить не о целеориентированности, а о ценностносообразности системы образования.

В этом контексте возникает понимание всей сложности изучения и описания образовательной среды, которая выступает частью общего образовательного пространства современного общества со своей территориальной обозначенностью, когда трудно определить структуру и значимость различных институтов этой среды.

Так как их воздействие может быть скорее стихийным, чем упорядоченным и мировоззренчески устоявшимся, что позволяет вычленить некоторые свойства гуманитарных систем.

Например, невозможность однозначного определения начала и завершения формирования образовательной среды как гуманитарной системы.

Или неопределимая множественность вхождения и преобразования информационных потоков, взаимозависимость всех воздействий и их неизолированность. Система образования как «живая» или гуманитарная система предполагает три основных параметра изучения: структура, функции и динамика развития.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)