Гражданская оборона

Развитие солидарности государств-членов под влиянием интеграционных процессов, а также тенденция к возрастанию количества и масштабов чрезвычайных ситуаций, вызванных природными или техногенными катастрофами, побудили государства-члены с 90-х гг. XX в. к поиску общего ответа на эти угрозы.

Результатом стало создание на европейском уровне в 2001 г. специального координационного механизма взаимопомощи в области гражданской обороны, усовершенствованного в 2007 г. (Решение 2007/779/ЕС, Евратом Совета от 8 ноября 2007 г. об учреждении механизма гражданской обороны Сообщества).

Поскольку на момент создания этого механизма ЕС не располагал специальной компетенцией в области гражданской обороны, для принятия соответствующего решения Совету ЕС пришлось задействовать резервные (дополнительные) полномочия, предусмотренные в ст. 308 Договора об учреждении Европейского сообщества (ныне ст. 352 ДФЕС).

Указанный пробел был устранен Лиссабонским договором 2007 г., после вступления в силу которого гражданская оборона признана самостоятельной сферой внутриполитической компетенции ЕС, относящейся к категории его вспомогательной компетенции (ст. 6 ДФЕС).

В соответствии со ст. 196 ДФЕС: “Союз поощряет сотрудничество государств-членов с целью повысить эффективность систем предупреждения и защиты от катастроф, вызываемых природными факторами или человеком”.

Основными направлениями деятельности Союза в сфере гражданской обороны являются:

  • поддержка и дополнение деятельности государств-членов по предотвращению опасностей, по подготовке участников гражданской обороны и по принятию мер в случае возникновения внутри Союза природных или техногенных катастроф;
  • содействие быстрому и эффективному оперативному сотрудничеству внутри Союза между национальными службами гражданской обороны;
  • создание благоприятных условий для обеспечения согласованного характера действий, предпринимаемых в сфере гражданской обороны на международном уровне.

Меры для достижения указанных целей утверждаются законодательными актами Европейского парламента и Совета ЕС. Поскольку гражданская оборона относится к вспомогательной компетенции ЕС, эти меры не могут быть направлены на гармонизацию национальных законодательств о гражданской обороне (§2 ст. 196 ДФЕС).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)