Гражданство Европейского Союза
Гражданство исторически сложилось на уровне отдельных государств (национальное гражданство) как их устойчивая правовая связь с населением, выражающаяся во взаимных правах, обязанностях и ответственности человека и государства.
“Гражданство Союза” – таково его официальное название (англ. Union citizenship; франц. citoyennete de l’Union) – было введено ДЕС как отражение сложившейся с 1950-х гг. в рамках Европейских сообществ непосредственной правовой связи между гражданами государств-членов и ЕС в лице его институтов, органов, учреждений, которые своими правовыми актами регулируют все более широкие сферы правового статуса личности. Гражданство Союза также преследует цели, обращенные в будущее: усилить защиту прав и свобод личности, тем самым повысить притягательность европейской интеграции среди рядовых членов общества.
Таким образом, гражданами Союза автоматически признаются все лица, имеющие гражданство любого из государств – членов ЕС. Приобретение национального гражданства (например, гражданства Германии) влечет за собой признание лица гражданином Союза. Справедливо и обратное: утрата немецкого или иного национального гражданства означает потерю гражданства ЕС.
Дополнительный характер гражданства Союза как устойчивой правовой связи граждан государств-членов непосредственно с ЕС влечет за собой для его обладателей приобретение дополнительных прав – прав гражданина Союза. Эти права дополняют собой те, которые они ранее имели как граждане государств-членов (права национального гражданина) и как человеческая личность (права человека).
В соответствии с частью второй “Недискриминация и гражданство Союза” ДФЕС (ст. 20) в качестве важнейших дополнительных прав граждан ЕС выступают:
- право свободно передвигаться и проживать на территории государств-членов (т.е. на территории всех стран ЕС, а не только своего родного государства);
- право избирать и быть избранным в Европейский парламент, а также на муниципальных выборах в государстве-члене, где они проживают, на тех же условиях, что и граждане данного государства (например, право немецкого гражданина, проживающего во Франции, избирать и быть избранным в Европарламент и муниципальные органы наравне с французскими гражданами);
- на территории третьей страны, где не представлено государство-член, гражданами которого они являются – право пользоваться защитой со стороны дипломатических и консульских учреждений любого государства-члена на тех же условиях, что и граждане данного государства (например, латвийский гражданин, оказавшийся в трудном положении на территории африканской страны, где отсутствует посольство/консульство Латвии, имеет право обращаться за помощью в посольство/консульство любого другого государства-члена, а последнее обязано оказать ему такую помощь).
Действие некоторых основных прав граждан Союза дополнительно распространено на юридических лиц, имеющих официальное местонахождение (юридический адрес) на территории ЕС, и на проживающих в ЕС граждан третьих стран (в том числе граждан России).
К ним относятся:
- “право направлять петиции Европейскому парламенту” по любому вопросу, который относится к сферам деятельности Союза и непосредственно его затрагивает (ст. 20, 24, 227 ДФЕС);
- “право подавать жалобы Европейскому омбудсману” в отношении случаев нарушения порядка управления в деятельности институтов, органов и учреждений Союза, кроме Суда ЕС при осуществлении им своих юрисдикционных функций (ст. 20, 24, 228 ДФЕС);
- “право обращаться к институтам и консультативным органам Союза на любом из языков Договоров [т.е. на любом из 23 официальных языков ЕС] и получать ответ на том же самом языке” (ст. 20, 24 ДФЕС);
- “право доступа к документам институтов, органов и учреждений Союза независимо от их носителя” (ст. 15 ДФЕС).
Перечень основных прав, связанных с гражданством Союза, может быть расширен на основе единогласного решения Совета ЕС, вступающего в силу при условии одобрения Европейским парламентом и подтверждения (ратификации) государствами- членами в соответствии с конституционными правилами каждого из них (ст. 25 ДФЕС).
Как и национальное гражданство, гражданство ЕС является не только правовой, но и политической связью, обеспечивающей гражданам право на участие в управлении Европейским Союзом как наднациональной организацией публичной власти.
Граждане ЕС в количестве 1 млн человек из не менее 1 /4 государств – членов Союза могут обращаться к Европейской комиссии с запросами о подготовке проектов новых юридически обязательных актов Союза – “гражданская инициатива”, предусмотренная § 4 ст. 11 ДЕС.
К числу других условий и гарантий права граждан ЕС на участие в демократической жизни Союза относятся:
- обязанность институтов ЕС обеспечивать “возможность гражданам и представительным ассоциациям ставить в известность о своих мнениях и публично обмениваться ими по всем сферам деятельности Союза” (§ 1 ст. 11 ДЕС);
- обязанность институтов ЕС поддерживать “открытый, прозрачный и регулярный диалог с представительными ассоциациями и гражданским обществом” (§ 2 ст. 11 ДЕС);
- обязанность Европейской комиссии как института, у которого сосредоточены инициативные полномочия (включая монополию на законодательную инициативу), проводить “широкие консультации с заинтересованными сторонами” для того, чтобы “обеспечить последовательность и прозрачность действий Союза”;
- обязанность Союза в целом обеспечивать такое положение дел, при котором “насколько возможно, процесс принятия решений является открытым и максимально приближенным к гражданам” (§ 3 ст. 10 ДЕС).
В рамках этого права “граждане непосредственно представлены на уровне Союза в Европейском парламенте”, депутаты которого избираются всеобщими прямыми выборами (§ 2 ст. 10 ДЕС), а “политические партии па европейском уровне способствуют формированию европейского политического сознания и выражению воли граждан Союза” (§ 4 ст. 10 ДЕС).
- Материальные гарантии Европейского Союза
- Процессуальные гарантии Европейского Союза
- Внесудебные механизмы защиты как институциональная гарантия Европейского Союза
- Судебная защита как институциональная гарантия Европейского Союза
- Характеристика гарантий прав и свобод человека и гражданина
- Основные обязанности человека и гражданина
- Ограничения на осуществление основных прав и свобод
- Виды политических прав и свобод
- Личные и гражданские права и свободы
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу