Гражданство Европейского Союза

Гражданство исторически сложилось на уровне отдельных государств (национальное гражданство) как их устойчивая правовая связь с населением, выражающаяся во взаимных правах, обязанностях и ответственности человека и государства.

Интересно
Становление наднациональной организации публичной власти в Европе в лице ЕС обусловило появление наряду с национальным новой разновидности гражданства – наднационального гражданства, в качестве которого выступает гражданство Союза. В средствах массовой информации и научной литературе гражданство ЕС также неофициально называют “европейским гражданством”.

“Гражданство Союза” – таково его официальное название (англ. Union citizenship; франц. citoyennete de l’Union) – было введено ДЕС как отражение сложившейся с 1950-х гг. в рамках Европейских сообществ непосредственной правовой связи между гражданами государств-членов и ЕС в лице его институтов, органов, учреждений, которые своими правовыми актами регулируют все более широкие сферы правового статуса личности. Гражданство Союза также преследует цели, обращенные в будущее: усилить защиту прав и свобод личности, тем самым повысить притягательность европейской интеграции среди рядовых членов общества.

Гражданство Союза имеет дополнительный характер по отношению к национальному гражданству, что прямо предусмотрено в учредительных документах ЕС: “Учреждается гражданство Союза. Гражданином Союза является каждое лицо, имеющее гражданство государства-члена. Гражданство Союза дополняет собой национальное гражданство и не подменяет его” (ст. 9 ДЕС; § 1 ст. 20 ДФЕС).

Таким образом, гражданами Союза автоматически признаются все лица, имеющие гражданство любого из государств – членов ЕС. Приобретение национального гражданства (например, гражданства Германии) влечет за собой признание лица гражданином Союза. Справедливо и обратное: утрата немецкого или иного национального гражданства означает потерю гражданства ЕС.

Основания и порядок приобретения и утраты гражданства остаются в компетенции государств-членов. В то же время, как постановил Суд ЕС, “данная компетенция должна осуществляться при соблюдении права Сообщества” (ныне права ЕС), а любое решение властей государства-члена, влекущее за собой утрату (в том числе лишение) гражданства, должно соответствовать принципу пропорциональности как одному из общих принципов права ЕС.

Дополнительный характер гражданства Союза как устойчивой правовой связи граждан государств-членов непосредственно с ЕС влечет за собой для его обладателей приобретение дополнительных прав – прав гражданина Союза. Эти права дополняют собой те, которые они ранее имели как граждане государств-членов (права национального гражданина) и как человеческая личность (права человека).

В соответствии с частью второй “Недискриминация и гражданство Союза” ДФЕС (ст. 20) в качестве важнейших дополнительных прав граждан ЕС выступают:

  • право свободно передвигаться и проживать на территории государств-членов (т.е. на территории всех стран ЕС, а не только своего родного государства);
  • право избирать и быть избранным в Европейский парламент, а также на муниципальных выборах в государстве-члене, где они проживают, на тех же условиях, что и граждане данного государства (например, право немецкого гражданина, проживающего во Франции, избирать и быть избранным в Европарламент и муниципальные органы наравне с французскими гражданами);
  • на территории третьей страны, где не представлено государство-член, гражданами которого они являются – право пользоваться защитой со стороны дипломатических и консульских учреждений любого государства-члена на тех же условиях, что и граждане данного государства (например, латвийский гражданин, оказавшийся в трудном положении на территории африканской страны, где отсутствует посольство/консульство Латвии, имеет право обращаться за помощью в посольство/консульство любого другого государства-члена, а последнее обязано оказать ему такую помощь).

Действие некоторых основных прав граждан Союза дополнительно распространено на юридических лиц, имеющих официальное местонахождение (юридический адрес) на территории ЕС, и на проживающих в ЕС граждан третьих стран (в том числе граждан России).

К ним относятся:

  • “право направлять петиции Европейскому парламенту” по любому вопросу, который относится к сферам деятельности Союза и непосредственно его затрагивает (ст. 20, 24, 227 ДФЕС);
  • “право подавать жалобы Европейскому омбудсману” в отношении случаев нарушения порядка управления в деятельности институтов, органов и учреждений Союза, кроме Суда ЕС при осуществлении им своих юрисдикционных функций (ст. 20, 24, 228 ДФЕС);
  • “право обращаться к институтам и консультативным органам Союза на любом из языков Договоров [т.е. на любом из 23 официальных языков ЕС] и получать ответ на том же самом языке” (ст. 20, 24 ДФЕС);
  • “право доступа к документам институтов, органов и учреждений Союза независимо от их носителя” (ст. 15 ДФЕС).

Перечень основных прав, связанных с гражданством Союза, может быть расширен на основе единогласного решения Совета ЕС, вступающего в силу при условии одобрения Европейским парламентом и подтверждения (ратификации) государствами- членами в соответствии с конституционными правилами каждого из них (ст. 25 ДФЕС).

Как и национальное гражданство, гражданство ЕС является не только правовой, но и политической связью, обеспечивающей гражданам право на участие в управлении Европейским Союзом как наднациональной организацией публичной власти.

С целью закрепления соответствующих прав и гарантий Лиссабонский договор включил в ДЕС новый раздел II под названием “Положения о демократических принципах”. В соответствии с этим разделом наиболее общим правом, вытекающим из политической связи граждан с ЕС, является “право участвовать в демократической жизни Союза” (§ 3 ст. 10).

Граждане ЕС в количестве 1 млн человек из не менее 1 /4 государств – членов Союза могут обращаться к Европейской комиссии с запросами о подготовке проектов новых юридически обязательных актов Союза – “гражданская инициатива”, предусмотренная § 4 ст. 11 ДЕС.

К числу других условий и гарантий права граждан ЕС на участие в демократической жизни Союза относятся:

  • обязанность институтов ЕС обеспечивать “возможность гражданам и представительным ассоциациям ставить в известность о своих мнениях и публично обмениваться ими по всем сферам деятельности Союза” (§ 1 ст. 11 ДЕС);
  • обязанность институтов ЕС поддерживать “открытый, прозрачный и регулярный диалог с представительными ассоциациями и гражданским обществом” (§ 2 ст. 11 ДЕС);
  • обязанность Европейской комиссии как института, у которого сосредоточены инициативные полномочия (включая монополию на законодательную инициативу), проводить “широкие консультации с заинтересованными сторонами” для того, чтобы “обеспечить последовательность и прозрачность действий Союза”;
  • обязанность Союза в целом обеспечивать такое положение дел, при котором “насколько возможно, процесс принятия решений является открытым и максимально приближенным к гражданам” (§ 3 ст. 10 ДЕС).

В рамках этого права “граждане непосредственно представлены на уровне Союза в Европейском парламенте”, депутаты которого избираются всеобщими прямыми выборами (§ 2 ст. 10 ДЕС), а “политические партии па европейском уровне способствуют формированию европейского политического сознания и выражению воли граждан Союза” (§ 4 ст. 10 ДЕС).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)