Государство и право в философии И. Канта

Иммануил Кант (1724-1804 гг.) – родоначальник немецкого идеализма, профессор Кенигсбергского университета. В отличие от многих других философов, которые активно давали советы своим правителям, Кант абстрагировался от политики.

Государство и право в философии И. Канта

Его политико-правовые взгляды изложены в трудах «Идея всеобщей истории во всемирногражданском плане» (1784), «К вечному миру» (1795), «Метафизические начала учения о праве» (1797) и др.

Творчество И. Канта делится на два периода – «докритический» и «критический». Границей такого деления являются произведения мыслителя «Критика чистого разума» (1778), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790).

В «докритический» период И. Кант в основном занимался философией природы и считал возможным познание мира эмпирическим путем. В «критический» период, вплотную занявшись исследованием проблем познания, он приходит к противоположному выводу.

Опытным путем можно познать предмет или явление только с внешней стороны. Но эти знания не являются истинными. Сущность вещи или «вещь в себе» с помощью эмпирических знаний познать невозможно. Условиями истинного познания являются априорные, т. е. полученные до опыта и вне опыта, формы. К их числу относятся «идеи чистого разума» (например, Бог, бессмертие души, бесконечность мира). Они не подлежат ни доказательству, ни опровержению с позиций опыта.

Интересно
В «критический» период своего творчества И. Кант постарался дать ответ на вопрос: «Что же такое человек?». Человек у Канта по своей природе злой, ему присущи тщеславие, глупость, его поступки аморальны. Однако в то же время человек наделен разумом, который как отличительное свойство человека развивается полностью не в индивиде, а в человеческом роде.

В ходе исторического процесса человек преодолевает зависимость от природы и, подчиняясь нравственному закону, обретает свободу.

В отличие от Вольтера и Ш.-Л. Монтескье, для которых свобода была возможностью действовать в рамках закона, И. Кант расценивал свободу как самозаконность (автономия), т. е. подчинение долгу перед человечеством, нравственному закону.

Для И. Канта человек (разумный) – это абсолютная ценность. Поэтому человек есть всегда цель, а не средство. Так, Кант выводит понятие категорического императива (закона нравственной свободы), которое и лежит в основе его этико-правового учения.

Категорический императив гласит: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Другая формула категорического императива звучит так: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства».

И Кант приводит следующий пример. Допустим, я сделал своей максимой увеличить свое состояние всеми верными средствами. В данное время у меня имеется депозит, владелец которого умер и не оставил никакой расписки. Применяя свою максиму к настоящему случаю,

И. Кант спрашивает, может ли она принять форму всеобщего закона: каждый может отрицать, что он принял на хранение вклад, если этого никто доказать не может? И Кант отвечает, что такой закон привел бы к тому, что никто вообще не стал бы отдавать деньги на хранение.

Интересно
Следовательно, такое поведение не может быть всеобщим законом, а значит, не соответствует категорическому императиву. Однако не каждый человек способен соотнести свое поведение с нравственным законом. В таких случаях свобода превращается в произвол. Поэтому необходим не только нравственный закон, но и юридический, т. е. право.

При этом И. Кант определяет соотношение морали и права. У них общая цель – утверждение всеобщей свободы. Но мораль и право имеют и ряд различий. Во-первых, мораль не обеспечивается в отличие от права внешним принуждением. Во-вторых, мораль обеспечивает моральность поступков, а право – их легальность.

Моральный поступок будет в том случае, когда нравственный закон определяет волю, т. е. совершается из осознания своего долга, уважения к нравственному закону. Если же поступок соответствует нравственному закону, но последний не определяет волю, а совершен под влиянием внешних причин, то такой поступок философ назвал легальным. В-третьих, по форме выражения: в сфере морали нет писаных законов, а право предполагает наличие публичного законодательства.

Право, по И. Канту, представляет с объективной стороны «совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему закону свободы». С субъектной стороны в основе права лежит принцип, выраженный в формуле: действуй внешним образом так, чтобы свободное проявление твоего произвола было согласовано со свободой каждого по общему закону. Основа обязательности этого принципа лежит в категорическом императиве.

Право у И. Канта строится на основе трех принципов: оберегать свое право; не нарушать чужого права; воздавать каждому по справедливости.

И. Кант делил право на естественное и положительное. Естественное право по своему происхождению априорно и базируется на требованиях разума (идея знания априори связана с представлением о внутреннем источнике активности мышления).

Естественное право – это право, каким оно должно быть, это идеал права, соответствующий категорическому императиву. Положительное право вытекает из воли законодателя.

Положительное право разделял на две части – право частное и право публичное. Частное право охватывает область отношений между людьми как разумными индивидами, способными к свободным действиям. В частном праве Кант различал вещное (объект – вещи (право собственности), личное (объект – деятельность (трудовое право) и вещно-личное право (право владения иным лицом (брачное право – господство мужа над женой, родительское право – господство отца над детьми).

Под публичным правом И. Кант понимал совокупность законов, необходимых для создания правового состояния. В публичном праве выделял: гражданское право – определяет правовое состояние отдельных индивидов в составе народа; государственное право – определяет жизнь народа, живущего в отдельном государстве; международное право – определяет взаимоотношение между отдельными народами, объединенными в государства.

Государство у И. Канта организуется в результате соглашения, в силу которого все и каждый отрекаются от естественной свободы, чтобы пользоваться свободой в качестве членов государства. Это соглашение он называет первоначальным договором.

Итак, государство – это соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Одним из важнейших признаков государства философ назвал верховенство закона.

Следует отметить, что И. Кант не использовал термин «правовое государство», но, по сути, он представлял именно такое государство. Поэтому Канта считают одним из основоположников теории правового государства.

Правовое государство И. Канта строится на началах общественного договора и народного суверенитета. Общественный договор мыслитель понимает как соглашение нравственных индивидов об идеале государства. В качестве участника такого договора индивид обязуется не признавать достойною никакую иную власть, кроме той, которая видит свою цель в реализации правовых принципов.

И. Кант выступал против уподобления государственной власти отцовской опеке: «правление отцовское, при котором подданные, как несовершеннолетние, не способны различать, что для них на самом деле полезно или вредно… – наибольший деспотизм.». Верховная власть относится к гражданам как к равноправным партнерам. Государство, с одной стороны, не имеет права обращаться с гражданами как с несмышлеными детьми. С другой, государство вовсе не обязано заботиться о том, чтобы осчастливить граждан, тем более против их воли.

Что касается идеи народного суверенитета, то И. Кант соглашается с Ж.-Ж. Руссо в том, что суверенитет принадлежит народу, поэтому законы принимает народ. Но И. Кант выступал против широкой демократии, предлагая разделить граждан на активных и пассивных (лишенных избирательного права). К «пассивным» гражданам он относил рабочих, ремесленных подмастерьев, женщин, прислугу и вообще всех тех, кто должен искать себе средства к пропитанию, лишь выполняя распоряжения других.

Одним из принципов правового государства И. Канта является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Но, в отличие от Монтескье, власти у Канта построены по принципу субординации, поскольку высшей властью он назвал законодательную как принадлежащую общей воле народа. Исполнительная власть сосредоточивается в руках правителя и подчиняется законодательной. Судебная власть назначается исполнительной властью.

Разделение властей у И. Канта лежит и в основе классификации форм государства на республиканские и деспотические. В первых имеет место разделение властей, во вторых таковое отсутствует.

Интересно
Достичь правового государства можно только мирным путем с помощью реформ. Философ выступал против насильственного изменения государственного строя, против революций.

В учении о международном праве И. Кант выдвинул идею вечного мира. В будущем Кант считал, что правовые республиканские государства рано или поздно образуют мировую конфедерацию. Итак, учение Иммануила Канта о государстве и праве оставило значительный след в истории политико-правовой мысли.

Его представления о правовом государстве, абсолютной ценности человеческой личности, «вечном мире» легли в основу многих современных учений о государстве и праве.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)