Гносеологические предпосылки религии

Гносеология – учение о познании мира, т.е. учение о том, как, какими методами и средствами человек познает мир и самого себя.

Условно познание мира постигается следующими методами и средствами:

  • врожденные ощущения: зрение, обоняние, осязание, слух.
  • врожденные примарные инстинкты: инстинкт самосохранения, половой инстинкт и т.д.
  • рефлективно-чувственные основы постижения мира: чувства страха, тревоги, безразличия (индифферентное чувство), голода, боли и т.д.
  • в купе своей ощущение, инстинкты и рефлективно-чувственные свойства влияют на эмоциональное состояние, настроение и переживание, которые, в свою очередь, воздействуют на стереотипно-устоявшуюся форму проявления мимики лица и жестов.
  • рациональное освоение мира происходит при помощи сознания, интеллекта человека. Это достигается посредством различных методов усвоения внешнего и внутреннего мира: внимательного рассмотрения, включенного наблюдения, исследования, изучения, анализа и т.п.

Гносеологические предпосылки коренятся в специфике познавательной деятельности человека, в процессе которой:

  • во-первых, происходит некий отрыв от реальности – переход от конкретного к абстрактному мышлению; формирование представлений о классе предметов, которых нет в действительности (например, понятие «дерево» вызывает ряд конкретных образов, но не является отражением действительности, потому что самого по себе «дерева вообще» не существует, а есть лишь конкретные ель, осина, сосна, береза);
  • во-вторых, абсолютизация того понятия, которому нет соответствия в отражаемой действительности и наделение его специфическими качествами, как правило, в гипертрофированном виде отражающими присущие людям или явлениям природы: «… Вся религия является ни чем иным, – писал Ф. Энгельс, – как фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные силы принимают форму неземных».
Источник религии заложен в возможности / детерминированности (необходимости) изначально, в отличие от животного, заложенного свойства и способности человека к абстрагированию, отлету мысли от реальности. В самом простом обобщении, писал В.И. Ленин, уже есть «известный кусочек фантазии».

Таким образом, в процессе эволюции человеческого сознания возникла возможность и необходимость превращения абстрактного понятия или абстрактной идеи в фантазию, в фантасмогоричные идеи и представления. А это, в свою очередь, позволило человеку и человечеству иметь иллюзорные, идеалистические представления о реальном мире. Что привело, в конечном итоге, к олицетворению и одушевлению внешнего мира, к «заколдовыванию» (М. Вебер) его мирского, а затем небесного и подземного, т.е. религиозного пространства.

Большое значение в абстрагировании и фантазии имеет язык или слово человека, «многочисленные раздражения которого 2-й сигнальной системы, – писал И.П. Павлов, – все больше удаляют человека от конкретной реальности»;

  • в-третьих – это противоречие и коллизия между знанием и незнанием.

Другими словами, это противоречие, с одной стороны, между уже привычным, понятным и обыденно-естественным знанием, а поэтому не вызывающим каких-либо негативных реакций со стороны психики; с другой стороны, еще не понятных и неизведанных феноменах человеческого бытия. Такими феноменами для древнего человека были гром и молния, стихийные бедствия и природные катаклизмы, феномен смерти и сна человека, затмение солнца и таинственный шепот леса, таящий в себе многие опасности и множество других явлений, каждодневно сопровождающих неандертальца, синантропа или австралопитека, живших миллионы лет назад.

Все эти явления вызывали у древнего человека различные чувства и эмоции: интерес, внимание, потребность в исследовании и познании или же необъяснимое возбуждение, тревогу и жуткий страх, что является психологической основой для возникновения религии.

К вышеизложенному, неизведанному для человеческого бытия можно еще присовокупить и аутентичные чувства тревог и страха, зачастую сопровождающие его с рождения (особенно в детском возрасте): боязнь темноты, боязнь глубины и высоты, чувство тревоги и страха в неизвестном месте (например, в дремучем лесу) и т.д. «Страх создал богов», – писал еще в I веке нашей эры древнеримский поэт Публий Стаций.

Таким образом, незнание или лучше сказать отсутствие каких-либо знаний у древнего человека законов природы, приводило его к стремлению хоть как-то объяснить и рационально понять явления внешнего мира, столь сильно психологически воздействующих на него. Что и привело его, в свою очередь, к неправильной интерпретации, мистификации действительности и появлению, впоследствии, сверхъестественных идей и представлений.

Примером этому может служить мировоззрение древних германцев, выраженное в следующих понятиях:

  • «утгард» – известная местность (лес, водные источники и т.д.), т.е. то, что называют обжитым пространством. Здесь даже местные божества (домовой, полевик, леший, банник, водяной и т.д.) не представляли серьезной опасности для человека.
  • «остгард» – неизвестное, необжитое пространство (небо, подземный мир и т.п.), где проживают грозные и могучие боги (у славян – Перун, Хорс, Дажьбог, Велес и т.д.; у греков – пантеон богов Древней Эллады).

Придти в это место простому человеку и благополучно пройти его очень трудно, но если уж прошел – то, значит, сделал его знакомым, известным и уже не таким опасным. В русских сказках – это место, где за семью морями и горами живет Змей Горыныч; где находится о. Буян и т.д. В сказках, если герой все-таки попадает в это место и возвращается здоровым и невредимым, то с ним происходят всевозможные метаморфозы: шел Иванушкой -дурачком, а пришел принцем и т.д. Все эти сказочные сюжеты имеют под собой реальную основу в отголосках древних обрядов инициаций.

В итоге, гносеологические основы религии заключаются в следующем: в самом процессе познания и освоения мира заложен источник для возникновения, эволюции и воспроизводства религиозных идей и представлений.

Так рождается идея сверхъестественного существа или силы, обладающей, с одной стороны, мощью, властью, господством и т.д., а с другой, – всепрощением, сочувствием, абсолютным добром. Это карающая и одновременно прощающая сила впоследствии начинает именоваться богом (славянск. – наделяющий богатством; древнеиранск. baga – господин, участь; древнеиндийского bhaga – удача, счастье, дарующий; лат. dues; греч. – светить, сиять, однокоренное от div).

Бог становится одним из ключевых религиозных понятий, означающим некую объективированную сверхъестественную сущность, выступающую объектом поклонения. В число атрибутивных характеристик бога входят совершенные качества: бог является всемогущим, всеблагим, всеведущим, всепрощающим, вечным и т.п.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)