Генезис современной гуманистической педагогики

Начало ХХ века ознаменовалось распространением реформаторских, альтернативных педагогических проектов, что стало естественной реакцией на процесс становления массовых образовательных систем.

Этот этап связывают с развернувшимся на рубеже 19-20 столетий общественным движением за “новое воспитание”, вызванным потребностью в создании массовой школы, кризисным положением традиционного образования и кардинальными изменениями в политической и социальной жизни мирового сообщества.

Идейной основой этих социально – педагогических преобразований послужили разрабатываемые в то время неогуманистические концепции в философии, психологии, социологии. Именно в тот период актуальными и значимыми становятся следующие положения.

Природа создает предпосылки для рождения и развития человека, но развивающийся человек находит основание в себе самом – его становление проходит через единство взаимодействия с окружающим миром, с людьми и осознанного преобразования как окружающей, так и своей внутренней природы.

Второе положение: человек является формой проявления феномена свободного действия как некой избыточности в его активности; свобода человека как избирательная, творческая форма активности, с необходимостью предполагает осознание и принятие человеком ответственности за результаты собственной (вменяемой ему) деятельности.

Интересно
Следующее положение – человек познает самого себя, окружающий мир и свое взаимодействие с этим миром; целостное познание мира предполагает активизацию как интеллектуальных, так и интуитивных особенностей человеческой природы; единство осознанного и неосознанного является основанием психического как процесса.

Четвертое: индивидуальная основа каждого отдельного человека самоценна и не может быть тождественна ни одной другой, как не могут быть тождественны два разных организма; подлинное развитие человека заключается в «выращивании» его индивидуальной основы через событие и положительную самореализацию.

Человек открыт миру; он осуществляет себя через нахождение в другом человеке положительного безусловного восполнения своего существа; трансценденция позволяет человеку выйти за рамки собственного эгоцентризма и самоизоляции.

Эти положения воплотились в содержании гуманистической педагогики и могут быть рассмотрены через призму трёх взаимосвязанных подструктур-этажей: аксиологического, концептуально – теоретического и процессуально – технологического.

При этом, по мнению Н. П. Юдиной, аксиологический пласт амбивалентен, он одновременно принадлежит и социально-культурному контексту и педагогической теории.

На этом уровне происходит трансформация внешних факторов в педагогические за счет формирования «единого ментального пространства» и «вживления» в него субъекта – носителя педагогической альтернативы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)