Функциональные различия феноменов обыденного и специализированного уровней социокультурного пространства
Различие между обыденным и специализированным уровнями социокультурного пространства современного общества определяются прежде всего теми функциями, которые обеспечиваются соответствующими формами взаимодействия и коммуникации.
Обыденная приватная жизнь складывается на основе природных, социальных, культурных предпосылок существования людей в связи с организацией непосредственных жизненных условий (своя территория, кров, дом и т. п.), с упорядочиванием первичных межличностных отношений, с прямым обменом индивидуальным жизненным опытом.
Через ее структуру человек в условиях привычной социальной среды удовлетворяет первичные потребности, обеспечивает сохранение собственной идентичности. Привычность, стереотипность, непосредственность социокультурного опыта такого рода обусловливают его синкретичность, нерасчлененный характер восприятия ближайшего окружения.
В то же время полная освоенность этой среды снижает вероятность возникновения здесь проблемных ситуаций и ведет к стереотипизации поведения. Иными словами, формируется определенный социокультурный микропорядок, позволяющий каждому индивиду по своему усмотрению регулировать расход жизненных ресурсов.
Специализированный уровень актуализирует у человека потенции, связанные главным образом с социальными предпосылками существования дифференцированных институциональных областей культуры.
Здесь важна социально значимая реакция на окружающее; индивидуальный опыт одного человека принимается в расчет только тогда, когда оказывается социально приемлемым и полезным. В этом случае он приобретает значение социально-типичных образцов.
Занимаясь профессиональной деятельностью, различные группы людей углубленно и целенаправленно взаимодействуют с отдельными сторонами реальности, с определенными классами предметов и явлений.
В этом случае их воздействию подвластен больший объем социокультурной практики, нежели в случае обыденного опыта. Но при специализированном освоении и использовании знаний и навыков люди вынуждены абстрагироваться от многих конкретных качеств окружения. Взаимодействие с ним специалистов по необходимости приобретает либо выборочный, либо узко направленный характер.
Проблемы, соответствующие институциональному уровню, более сложны по сравнению с обыденным, приватным уровнем. Их, как правило, не удается решать непосредственно, используя имеющиеся стереотипы действий и представлений.
Необходимо сформулировать проблемную ситуацию, найти социально приемлемые пути и средства ее решения, привлечь к нему необходимых участников ит. п. Таким образом специализированные области социокультурного пространства связаны с масштабным, долгосрочным, опосредствованным упорядочиванием социального взаимодействия.
От людей в этом случае требуются более сложно организованные усилия, нежели те, которые актуализируются в обыденной практике. Соответственно различие между обоими уровнями обнаруживается в степени рационализованности соответствующих им областей социального опыта.
Так, в обыденном опыте предвидение основано на ожидании привычного; оно распространяется на ближайшее будущее. В этом случае человек свободно импровизирует, подчиняя свои действия ближайшим целям, существующим запросам. Он не претендует на точное и широкое знание обстановки, действуя как обыватель.
Субъект специализированной деятельности способен прогнозировать будущее более основательно, рассчитывая не только на уже известное, но и на непознанное, неожиданное.
Он работает как эксперт, оперирующий универсальными категориями и большими объемами информации. Его действия подчинены определенным стандартным технологиям. Они в целом методически обоснованы, экспериментально проверяемы и функционально целесообразны.
Специфичны и «картины» мира, которые складываются на обыденном и специализированном уровнях социокультурного пространства. Сравнительно небольшой объем мира, в который включен человек в рамках приватной жизни, компенсируется опытным его освоением и целостностью восприятия.
Зато «сужение» взгляда на реальность в пределах институционального пространства компенсируется сложностью, расчлененностью, многослойностью действий и представлений, характерных для каждой из них.
Специфичность социальных функций обоих уровней обусловила различные способы овладения характерными для них навыками. Обыденную культуру человек начинает осваивать с первых дней жизни, в процессе непосредственных контактов в семье, в контексте межличностных отношений.
Таким образом человек спонтанно овладевает теми знаниями и стереотипами поведения, которые приобретают характер базисных и нередко в последующей жизни сохраняются как устойчивые, прочные образования. Многое из того, что было освоено в раннем детстве, составляет основу, на которой будет надстраиваться новый жизненный опыт.
При анализе овладения специализированными знаниями и навыками необходимо обратиться к системе общественного разделения труда. Полноценная включенность в ее рамки предполагает обязательную профессиональную подготовку, требующую различных затрат времени и усилий в зависимости от характера труда.
Такого рода опыт занимает значимое место в образе жизни человека, в исполнении приватных, гражданских, трудовых ролей. Продукты профессиональной деятельности можно отнести к двум различным качественным категориям в зависимости от того, предназначаются они для поддержания и развития самой специализированной области социокультурного пространства или же для обращения в более широком культурном контексте.
Примерами первого рода могут служить технологические инновации в промышленности, фундаментальные теории в науке, принципы построения художественной формы в искусстве и т. п. Во втором случае речь идет о производстве товаров широкого потребления, изменении их качественных характеристик за счет практического применения науки, научно-популярной литературе, популярном искусстве и т. п.
Обе категории необходимы для развития как специализированной, так и обыденной областей социокультурной реальности. С деятельностью первого типа связано йорождение культурных инноваций, имеющих потенциальную социальную значимость. Второй тип обеспечивает воспроизведение социокультурной среды и удовлетворение жизненно важных потребностей и запросов людей.
Особенности содержания и социальной значимости в обыденной и специализированных сферах социокультурного пространства обусловливают различие в средствах и способах представления ее результатов. Обыденному уровню соответствуют неспецифичные, понятные всем и общедоступные знания, полученные благодаря непосредственному межличностному общению в первичных группах, общему образованию и средствам массовой коммуникации.
Инструментами деятельности в этой области являются товары массового потребления и продукты самодеятельности в предметной сфере и практические знания — в познавательной.
Процессы и результаты такой деятельности порождают два важных класса артефактов. Во-первых, домашнее хозяйство и, во-вторых, культурные институты, обеспечивающие повседневное социальное взаимодействие: нравы, обычаи, образцы деятельности, поведения, отношений.
По своему культурному содержанию эти феномены являются общедоступными, требующими не специальной подготовки, но лишь непосредственной включенности в повседневную жизнь определенной социокультурной группы.
Специализированный уровень социокультурного пространства в отличие от обыденного воспроизводится и меняется благодаря специальным знаниям и навыкам. Они объективируются и накапливаются во времени как культурные фонды, составляя «вещественную» историю каждой отдельной области.
Так, в философии это собрание философских текстов, относящихся к различным культурным регионам и временным периодам; в искусстве — совокупности художественных произведений, представляющие различные виды, стили и жанры искусства; в науке — «работоспособные» теории, относящиеся к различным дисциплинам
и разработанные в разное время. Эти совокупности культурных объектов динамичны. Количественные изменения происходят за счет прибавления новых и переоценки уже существующих результатов с выведением части их из профессиональной практики как архаичных.
Качество таких объектов меняется за счет их описания и комментирования применительно к более широкому подвижному культурному контексту. Таким образом, над «вещественной» историей каждой специализированной области «надстраивается» история осмысления и концептуализации соответствующих артефактов.
- Проблемы и перспективы изучения социокультурной микродинамики средствами социологии
- Закономерности взаимоперехода парадигм в проблемной ситуации
- Факторы, определяющие выбор парадигмы
- Границы применимости переговорной стратегии
- Динамический потенциал переговоров: признаки и показатели
- Принципы преодоления межличностных затруднений
- Стили переговорного взаимодействия
- Ситуации, благоприятные для переговоров
- Границы применимости конфликтной парадигмы
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу