Фундаментальные свойства человека, обеспечивающие его связи с окружением

Концепция человека как активного существа, способного к результативному взаимодействию с  окружением,  предполагает выделение набора необходимых и достаточных потенциальных врожденных свойств, являющихся предпосылками для участия в нем. В обобщенном виде можно выделить следующие свойства такого рода.

Формированиеобразавозможныхнаправленийиполяактив- ности. Есть основания угверждать, что при возникновении внутренних побуждений к взаимодействию (потребности, желания, интерес) или внешних стимулов (изменения природного характера, просьбы, приказы, социальное давление и пр.) у людей  «включаются»  поисковые механизмы.

На уровне образного восприятия они обусловливают формирование обобщенного целостного представления об организации собственной активности во взаимодействии с окружением. С одной стороны, определяется,  в  какой  ограниченной  совокупности направлений побуждение или стимул будут реализованы с наибольшей вероятностью.

С другой — устанавливаются примерные границы, в которых взаимодействие может быть эффективным. Это свойство описано в  теориях  формирования образа.

Проведениеразличиямеждусформированнымобразомполяак- тивности и внешним по отношению к нему «фоном». Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что человеческое восприятие предполагает постоянное, практически автоматическое соотнесение объекта внимания с  другими  элементами  окружения.

Причем сколь бы ни было сконцентрировано внимание на объекте, периферические     каналы    восприятия            продолжают                                   фиксировать информацию, прямо не относящуюся к нему.

Адаптационная значимость такой способности заключается в том, что автоматически отслеживается возможность исходящих извне как опасностей, так и дополнительных ресурсов. Соответственно, поле активности как целостность обретает внешние границы. В теоретическом отношении это зафиксировано в гештальтистской концепции «фон — фигура».

Практическая активность в выделенном поле в намеченном направлении. Как известно, людям свойственно, взаимодействуя с окружением, пытаться найти его элементы и виды активности, которые помогают достичь удовлетворяющих их результатов. Такие поиски принято называть «методом проб и  ошибок».

На  этой  основе формируется опыт  отбора  «материалов»,  партнеров  и  способов действия,  способствующих  эффективному  построению  жизненной среды. Таким образом, выделенное  поле  активности  начинает осваиваться практически. На это указывает теория деятельности.

Рационализацияисоотнесениецелей,средствирезулътатов взаимодействиявустановленных границах. Накопление эмпирического опыта, приносящего удовлетворительные результаты в поле усиленного внимания, обусловливает рационализацию путей их достижения.

В  науках о человеке принято выделять такие основные составляющие процесса, как цели, средства, результаты направленной активности, которая вследствие этого приобретает устойчивую упорядоченность, называемую деятельностью. В рамках социологии последовательности такого рода представлены в теории рационального действия.

Взаимодействие с элементами окружения и деятельность в ходе достижения результатов. Известно, что человеческая активность  при всех ограничениях ее  проявлений  имеет  достаточно  широкую открытость по отношению к окружению.

Иными словами, каждый имеет возможность воспринимать значительные по величине множества разнокачественных воздействий извне и отвечать на них таким образом, что значимые для него элементы окружения и его действия образуют устойчивые связи. В то же время, если какие-либо элементы окружения оказываются ненужными в процессе взаимодействия или  нейтральными по отношению к нему, можно прервать ранее установившиеся связи с ними.

Это свойство вступать в контакт с элементами окружения и прерывать его распространяется у человека на природные объекты, на  созданные людьми вещи, образы, на других  людей.  Подобные  феномены отображены в представленных ранее концепциях взаимозависимости и функциональной анатомии.

Как свидетельствуют многочисленные исследования, повторение отдельных актов, определенные сочетания которых при многократном повторении приводит к однотипным результатам, складывается в стереотипные последовательности.

Формируются своего рода  алгоритмы  результативной  активности  в ответ на определенные  классы  внешних  стимулов  или внутриличностных побуждений. Они выполняют функции устойчивых ограничителей и организаторов активности в стандартизованных, повторяющихся обстоятельствах.

Иными словами, образуются нормированные ситуации, и людям не надо каждый  раз  заново определять соответствующие способы взаимодействия. Такого рода свойство объединять совместные действия  в стереотипные последовательности для достижения воспроизводящихся результатов помогает экономить усилия при необходимости объединяться для реализации однотипных побуждений. Это подробно описано в функциональной теории социальных институтов.

Ожидание возможныхнепредвиденныхвмешателъстввпро- цесс взаимодействия. Многие психологи и антропологи  обращали  внимание на то, что при формировании образа окружения, при целенаправленной деятельности, при концентрации внимания на каком-то объекте или ситуации у людей все же остается открытой так называемая периферия восприятия.

Сколь бы ни был поглощен каждый из  них  каким-то занятием, он в известной мере готов к возможным воздействиям из окружения, находящегося за пределами поля его активности. Иными словами, представление о  случайности,  непредвиденных обстоятельствах, открывающихся возможностях как бы встроено в сами механизмы человеческого восприятия.

Такое свойство в адаптационном смысле хорошо дополняет способность к формированию стереотипов, поскольку делает возможным их «расшатывание» при несоответствии изменившимся обстоятельствам и вообще  придает  отношениям  человека с окружением вероятностный, а не строго детерминированный характер. Об этом свидетельствуют психологические теории восприятия и концепции когнитивной антропологии.

Выделенный набор свойств с концептуальной точки зрения можно считать необходимым и достаточным. Его необходимость обусловлена тем, что перечисленные компоненты характеризуют целостный процесс адаптации людей в окружении: от его освоения как среды совместной активности до получения желаемых результатов.

Достаточность связана с указанием на основные антропологические универсалии, которые способствуют упорядочению взаимодействия, это свойства: воспринимать воздействие окружения; организовывать ситуацию взаимодействия; результативно действовать в ситуации, —; которые нашли отражение в функциональных положениях авторитетных теорий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)