Функции педагогики
Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина:
- описание;
- объяснение;
- предсказание (прогноз) явлений того фрагмента действительности, который она изучает.
Все эти функции взаимосвязаны и предсказание, например, не представляется возможным, если ему не предшествуют описание и объяснение.
Процесс получения знаний в педагогике принципиально не отличается от процесса познания в физике, биологии, химии и других науках. Но педагогическая наука не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого, хотя бы и самым достоверным. От нее требуется влиять на педагогическую действительность, преобразовывать, совершенствовать ее.
Поэтому, по мнению В.В. Краевского, в педагогике совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между разными дисциплинами:
- научно-теоретическая;
- конструктивно-техническая (нормативная, регулятивная).
Реализуя научно-теоретическую функцию, исследователь отражает педагогическую действительность так, как она есть, как сущее. В результате получаются знания о составе и структуре содержания образования, о трудностях, которые испытывают учащиеся
при изучении учебных материалов определенного типа, об успешности или неуспешности работы
учителей по новым учебникам.
Реализуя конструктивно-техническую функцию, исследователь описывает педагогическую действительность такой, какой она должна быть. Это знания о том, как нужно планировать, осуществлять и совершенствовать педагогическую деятельность в соответствии с целями
процесса обучения и условиями, в которых он протекает. Сюда относятся как общие принципы обучения и воспитания, так и принципы обучения отдельным предметам,
методические рекомендации и т. п.
Таким образом, как наука описательная (наука о сущем) педагогика изучает уже существующие феномены образования, а также способы получения и организации знания о них.
Наряду с этим педагогика в своем нормативном аспекте, выступая как наука о должном, формирует идеалы и нормы целенаправленно организованного образования, разрабатывает пути его совершенствования и обновления.
Для более полного раскрытия сущности функций педагогики В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов вводят осуществляемые в органическом единстве уровни их реализации.
В частности, теоретическая функция, по их мнению, реализуется на трех уровнях:
- описательном (изучение педагогической действительности);
- диагностическом (определение состояния педагогических явлений, эффективности деятельности педагога и обучаемых, а также условий, обеспечивающих эту эффективность);
- прогностическом (раскрытие сущности педагогических явлений, научное обоснование
предполагаемых моделей преобразования педагогической действительности и моделей
педагогических систем, опережающих образовательную практику).
Технологическая функция педагогики также предполагает три уровня реализации:
- проективный (разработка методических материалов – учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций – воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих план педагогической деятельности, ее содержание и характер);
- преобразовательный (внедрение достижений педагогической науки в образовательнуюпрактику с целью ее совершенствования и реконструкции);
- рефлексивный и корректировочный (оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания, последующая коррекция во взаимодействии научной теории и практической деятельности).
Из числа основных функций педагогики, предложенных А.М. Столяренко, особого внимания заслуживают следующие функции: социальная, научно-развивающая, интегрирующая, воспитательно-просветительская, педагогически-организующая.
- Методологическая культура педагога
- Интерпретация, апробация и оформление результатов педагогического исследования
- Методы педагогических исследований
- Исходные основания конструирования логики исследования
- Структура обобщенной логики педагогического исследования
- Понятие методология педагогической науки
- Методология науки и общие методологические проблемы
- Структура системы образования
- Стратегии взаимодействия государства с системой образования
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу