Структура системы образования

Некоторое обобщенное представление о структуре системы образования можно получить на основе Закона об образовании. В соответствии со ст. 8 этого Закона, система образования есть совокупность (рис. 1):

  • взаимодействующих образовательных программ и государственных образовательных
    стандартов;
  • сети реализующих их (стандарты) образовательных учреждений;
  • органов управления образованием.

Органы управления образованием (рис. 1), осуществляющие управление на разных уровнях системы образования (дирекция школы, территориальные органы образования, ректорат вуза, министерство и т. п.), относятся к числу функциональных подсистем, играющих важнейшую роль в существовании и развитии системы образования.

Рис. 1. Система образования Российской Федерации

Более полное представление о месте в системе образования, содержании и основных направлениях деятельности органов управления образованием может дать анализ функциональной модели, включающей следующие системные блоки: подсистему научного сопровождения, целевую подсистему, обеспечивающую подсистему, управляемую и управляющую подсистемы (рис. 2).

Выделенные на рисунке 2 подсистемы включают в себя такие элементы, как:

1.1 – разработка научных подходов к образованию;

1.2 – определение функций образования;

1.3 – разработка методов обучения;

1.4 – разработка форм обучения;

2.1 – развитие личности;

2.2 – формирование специалиста;

2.3 – воспитание гражданина;

3.1 – правовое обеспечение;

3.2 – финансовое обеспечение;

3.3 – информационно-методическое обеспечение;

3.4 – материально-техническое обеспечение;

3.5 – кадровое обеспечение;

4.1 – маркетинг;

4.2 – НИОКР;

4.3 – организационно-методическая подготовка процесса образования;

4.4 – образовательный процесс;

5.1 – разработка стратегии развития системы образования (структурная, кадровая,  маркетинговая и др.);

5.2 – мотивация;

5.3 – организация;

5.4 – координация и контроль.

Рис. 2. Функциональная модель системы образования

Среди функций, реализуемых управляющей подсистемой, центральное место, безусловно, занимает разработка стратегии развития системы образования (структурной, кадровой, маркетинговой и др.). К числу основных можно отнести мотивационную и организационную функции, координацию и контроль.

Сеть образовательных учреждений. Относительно самостоятельным компонентом системы образования является сеть образовательных учреждений (рис. 1), где осуществляется деятельность по развитию личности, формированию специалиста, воспитанию гражданина, а также реализуются функции организационно-методической подготовки и ведения образовательного процесса, (блоки № 2 и № 4 на рис. 2).

Образовательные учреждения классифицируются по нескольким основаниям:

  • по уровню предоставляемой образовательной подготовки (дошкольные, начальные, средние, высшие, последипломные);
  • по характеру стандартизации и документирования образовательных достижений (учреждения для вольнослушателей, образование с получением сертификата и т. п.);
  • по формам собственности и ведомственной принадлежности (частные, государственные, муниципальные и т. п.);
  • по характеру гражданской организации (открытые, закрытые и т. п.);
  • по ведущим предметным направлениям образовательной подготовки (общеобразова-
    тельные, специализированные, профессиональные и т. п.);
  • по формам организации образовательного процесса (очные, заочные, дистантные и т. п.);
  • по типу образовательного развития (коррекционные, общедоступные, элитные, интенсивные и т. п.).

Ориентируясь на представленную классификацию и выделяя высший уровень и профессиональное ведущее предметное направление предоставляемой образовательной
подготовки, можно провести анализ современной образовательной структуры высшего
профессионального образования России (табл. 1).

Таблица 1

Структура высшего профессионального образования России


Государственные образовательные стандарты России и основные профессиональные
образовательные программы (рис. 1) отражают результаты деятельности государства по стан-
дартизации в сфере образования. Стандартизация – в самом широком смысле – это договор
о специфическом перечне особенностей, которые создаваемый продукт или разрабатываемый процесс должны в себе содержать.

Достоинства стандартов состоят в том, что они помогают обеспечить пять необходимых технологических свойств:

  • способность взаимодействия – сможет ли данная система стандартов взаимодействовать с   другими?
  • многократность использования – может ли программное обеспечение (например, учебные объекты) быть использовано многократно?
  • управляемость – сможет ли данная система подобрать необходимую программу обучающемуся с учетом необходимых данных о нем?
  • доступность – сможет ли учащийся получить необходимую информацию в отведенное время?
  • долговечность – будет ли данная технология развиваться вместе со стандартами для избежания ее старения?

Понятие «Государственный стандарт» в виде базового термина образовательной сферы России было введено в 1992 г. с принятием Федерального закона об образовании и в настоящее время институт государственных образовательных стандартов является одним из самых эффективных каналов влияния государства на систему образования.

Государственный образовательный стандарт (ГОС) представляет собой совокупность признанных на федеральном уровне норм и требований к уровню подготовленности выпускника данной образовательной системы, отражающих цели ее функционирования и развития.

Принятый в 1996 г. Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании определяет назначение и структуру ГОСов следующим образом (ст. 5):

1. ГОСы высшего и послевузовского профессионального образования предназначены для обеспечения:

  • качества высшего и послевузовского профессионального образования;
  • единства образовательного пространства РФ;
  • основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего и послевузовского профессионального  образования; признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании.

2. ГОСы высшего и послевузовского профессионального образования состоят из федеральных и национально-региональных компонентов.

Федеральные компоненты ГОСов высшего и послевузовского профессионального образования включают в себя:

  • общие требования к основным образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования;
  • требования к обязательному минимуму основных образовательных программ высшего
    и послевузовского профессионального образования, к условиям их реализации, в том числе
    к учебной и производственной практике и итоговой аттестации выпускников, уровню
    подготовки выпускников по каждому направлению подготовки (специальности);
  • сроки освоения основных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных
    учреждениях;
  • максимальный объем учебной нагрузки обучающихся. Таким образом, ГОС включает
    в себя:
  • общую характеристику направления, иначе говоря, квалификационную характеристику выпускника;
  • сгруппированые по циклам все изучаемые дисциплины: гуманитарные и социально-экономические (ГСЭ), математические и общие естественно-научные (ЕП), общепрофессиональные (ОПД), специальные (СД) и др.;
  • общие требования к основной профессиональной образовательной программе, которая разрабатывается и утверждается вузом, включает в себя учебные планы; программы учебных дисциплин; программы учебных и производственных практик.

Учебные дисциплины, программы которых входят в состав основной профессиональной
образовательной программы, делятся на четыре группы:

  • учебные дисциплины федерального компонента;
  • дисциплины национально-регионального (вузовского) компонента;
  • дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом;
  • факультативные дисциплины.

Национально-региональные компоненты ГОСов высшего и послевузовского профессионального образования отражают национально-региональные особенности подготовки специалистов по соответствующим направлениям подготовки (специальностям). Содержание национально-региональных компонентов ГОСов высшего и послевузовского профессионального образования определяется вузом самостоятельно, а в случае финансирования их реализации за счет средств бюджета субъекта РФ – по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ.

Как правило, федеральный компонент относительно содержания программы обучения составляет примерно 65 %, вузовский – 35 % от полного объема. Подобная структура позволяет решить противоречивую задачу сохранения единства образовательного пространства, не подавляя интересов, традиций и научных школ субъектов Российской Федерации.

В результате национально-региональный компонент образовательной программы обеспечивает возможность создания в образовательном учреждении собственной модели обучения, воспитания и развития учащихся с учетом складывающихся в регионе условий. Эта модель является по своему характеру сугубо индивидуальной, учитывает потребности конкретных обучаемых и именно поэтому несет в себе некоторое «творческое начало»

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)