Понятие методология педагогической науки
Взаимодействие между различными уровнями методологии выражается, в частности, в
использовании в ходе научного исследования, а также при обосновании, анализе и
классификации его результатов, с одной стороны, теоретических обобщений, философских и
общенаучных принципов, а с другой – частных (специальных) методов исследования.
Указанное взаимодействие обнаруживается и в современной методологии педагогики.
Научная работа в области методологии педагогики позволяет конкретизировать
знания о методах науки применительно к сфере образования. Методологические знания служат
ориентирами для проведения специально-научных исследований, имеющих своей задачей
выявление закономерностей и конструирование систем практической педагогической
деятельности.
«Четкое», по словам В.В. Краевского, определение педагогической методологии дал
М.А. Данилов: «Методология педагогики есть система знаний об исходных положениях, об
основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, верно отражающих непрерывно изменяющуюся педагогическую действительность
в условиях развивающегося общества». Но поскольку в нем не отражен деятельностный
аспект методологии, В.В. Краевский предлагает добавить: «а также система деятельности по
получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований».
Решающий вклад в становление отечественной методологии педагогики на разных этапах ее развития внесли Ю.К. Бабанский, Г.Х. Валеев, А.И. Данилов, М.А. Данилов, В.И. Загвязинский, Ф.Ф. Королев, В.В. Краевский, В.О. Кутьев, Э.И. Мо-носзон, В.М. Полонский, М.Н. Скаткин, В. А. Сластенин и др. Благодаря работам этих ученых, удалось выявить проблематику методологии педагогики, выделить ее как самостоятельный вид педагогической деятельности, понять значение методологии педагогики для обеспечения успешности специально-научной и практической деятельности в области образования.
Э.И. Моносзон предложил выделять две группы общих методологических проблем педа-
гогики. Первая группа включает следующие проблемы:
- предмет педагогики как науки;
- систему педагогических наук, их единство и взаимосвязи;
- значение и сущность взаимосвязи педагогики с другими науками о человеке, а также с основами наук о природе и обществе;
- методологические основы совершенствования методов и форм организации педагогических исследований.
Вторая группа содержит проблемы, связанные с логикой и процедурой педагогических исследований:
- определение функций и характера фундаментальных теоретических и экспериментальных педагогических исследований;
- выдвижение и обоснование проблем исследования и научных гипотез;
- установление научных фактов в педагогическом исследовании;
- обобщение полученного исследовательского материала, его научную интерпретацию;
- выявление условий адекватного отражения педагогических явлений в научном факте, законе и педагогической теории.
Научные исследования в области педагогики включают, с одной стороны, методологический, а с другой – специально-научный анализ. Эти два вида анализа имеют разные объекты, разную направленность и различаются по проблематике. Специально-научное исследование (например, принципов обучения или методов воспитания) направлено непосредственно на педагогическую действительность, в то время как исследование методологическое (например, способов научного обоснования практики обучения) – на процесс научного отображения этой действительности (исследуется не урок, а то, как мы его исследуем).
Различие между методологическим и специально-научным знанием не исчезает от того, что в ходе методологического исследования возникает необходимость обращаться к педагогической
действительности в целях выявления наиболее эффективных способов отражения ее в теории в
конечном счете для усиления влияния этой теории на практику.
Таким образом, конкретное методологическое исследование в области педагогики имеет собственный специфический предмет и опирается на особый эмпирический материал,
отражающий состояние тех или иных разделов педагогической науки, характер и качество обоснования нормативных материалов, направляемых в практику, факты разработки
педагогических концепций и их распространения в практике.
В соответствии с классификацией, которую Е.В. Бережнова называет «традиционной», в методологии педагогики, как и в общей методологии, принято подразделять исследования на фундаментальные, прикладные и разработки.
Фундаментальные исследования раскрывают закономерности педагогического процесса, выстраивают общетеоретические концепции, методологию, анализируют историю образования и педагогики. Они направлены на расширение научных знаний, указывают пути научного поиска, создают базу для прикладных исследований и разработок.
Прикладные исследования решают отдельные теоретические и практические задачи, связанные с методами обучения, воспитания, содержанием образования, вопросами школоведения, подготовки учителей. Предмет прикладных исследований более ограничен и направлен на практический результат. Они в большинстве случаев продолжают фундаментальные, но могут и предшествовать им, быть промежуточным звеном, связывающим науку и практику, фундаментальные исследования и разработки.
Разработки непосредственно обслуживают практику, содержат конкретные указания по воспитанию и обучению, методам и формам организации различных видов деятельности.
Такое разделение научных исследований ориентировано на цели исследования и для
научного поиска в области методологии педагогики, например, фундаментальными
исследованиями будут работы, в которых рассматриваются общие вопросы измерения
педагогических явлений и процессов, наиболее общие педагогические теории, направления развития науки, ее отношение с другими областями знаний, т. е. вопросы, определяющие дальнейшее развитие педагогической науки.
Под прикладными исследованиями здесь можно понимать общие предписания к применению тех или иных методов исследования, а под разработками – конкретные рекомендации, раскрывающие тот или иной метод исследования.
- Методологическая культура педагога
- Интерпретация, апробация и оформление результатов педагогического исследования
- Методы педагогических исследований
- Исходные основания конструирования логики исследования
- Структура обобщенной логики педагогического исследования
- Методология науки и общие методологические проблемы
- Структура системы образования
- Стратегии взаимодействия государства с системой образования
- Болонский процесс
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу