Формы выражения роли

Следует различать следующие явления:

x исполнение роли;

x идентификация с ролью;

x обучение (освоение) ролям.

Такие явления, как исполнение роли и построение идентификации с ней, человеком заранее не обдумываются и не планируются, они происходят почти автоматически.

Исполнение роли. Когда родители запрещают детям возвращаться домой после 11 часов вечера, заставляют их делать уроки или напоминают о том, что надо выбросить мусорное ведро, это не значит, что у них плохое настроение или они не любят своих детей. Просто они исполняют свою социальную роль.

Можно сказать, что статус подчеркивает сходство людей, а роль — их различие. Понаблюдаем за поведением членов ученого совета. Когда они выполняют ритуальные действия, полагающиеся им по статусу, — опускают бюллетень в урну, расписываются в ведомости и т.д. — они похожи друг на друга. Но как по-разному они понимают роль члена ученого совета и ведут себя в соответствии с этим пониманием.

При этом их личностные особенности выступают на первый план. Один считает, что его роль в качестве эксперта состоит в критике любых недостатков диссертанта. Другой полагает, что его роль как старшего товарища заключается в помощи и поддержке молодого ученого, делающе-го в науке первые шаги. Третий пришел на заседание отбыть время и формально выполнить свою роль.

Согласно точке зрения основателя социометрии Дж. Морено, ролевое поведение предшествует возникновению «Я». Роли не возникают из «Я», напротив, «Я» может возникнуть из ролей. Таким образом, у Дж. Морено, как и у Дж. Мида, основателя символического интеракционизма, в основе социального поведения лежит исполнение роли. Термин «исполнение роли» применяется наряду с другим выражением — «играть роль» как равнозначный ему.

Ч. Кули и Дж. Мид утверждают, что ребенок учится понимать самого себя, когда принимает роли других. Человек воображает, каким он представляется наблюдателю, приписывая ему определенное суждение, и реагирует — с радостью или обидой — на это предписанное другому суждение. Умение ставить себя на место другого — это начало процесса принятия социальной роли.

Принятие роли может быть добровольным, добровольно-принудительным и принудительным. Вступление в должность профессора и студента происходит добровольно, принятие на себя роли мусорщика — в значительной степени под давлением обстоятельств, когда устроить свою судьбу на рынке труда иным способом не удается.

Это пример, скорее, добровольно-принудительного принятия роли, поскольку оно происходит с согласия самого человека. К принудительным ролям следует отнести заключенного, брошенного любовника, сына и др.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)