Фазы и содержание процесса социализации

Процесс социализации проходит фазы, которые называют еще основными стадиями, или жизненными циклами.

x детство и юность (от 1 года до 18 лет) — подготовка к актив-ному трудовому периоду;

x зрелость (18—60 лет) — активный трудовой период;

x cтарость (60 лет и старше) — выход из активного трудового периода

 

У Начинающаяся 45 лет Завершающаяся
статусов
социализация С социализация
Количество 18 лет А В 60 лет
Учеба Досуг
O  Детство Зрелость Старость
Стадии жизненного цикла

Период между этими тремя точками, обозначенный фигурой АСВ, представляет собой время максимальной трудовой активности человека. Ему предшествует период максимальной учебной активности — 11 лет школьного обучения. Для многих он продолжается и дольше — до момента окончания вуза, т.е. 22—23 лет.

В точке А человек может, но не умеет работать, а в точке В — физически уже не может, но умеет работать. И только в точке С человек может, умеет и хочет работать, т.е., совпадают все три параметра. Кривая АСВ отражает период накопления денег, жизненного опыта, чтобы после точки В вести активный досуг. Общество, которое не может обеспечить достойную старость своим гражданам, не может считаться цивилизованным.

По степени завершенности процесс социализации можно разделить на две крупные стадии: начинающуюся — захватывающую первую половину жизни человека и завершающуюся — которая относится ко второй половине жизни. Начинающаяся социализация — в основном область приписываемых статусов, завершающаяся — сфера достигаемых.

Обретение вначале политической (получение паспорта и права голосовать, а также быть избранным), затем экономической (устройство на работу, которая может прокормить) и социальной (женитьба и создание собственной семьи, отделение от родителей и вступление в статус родителя) самостоятельности означает, что человек находится на качественной границе между двумя этапами социализации — начинающейся (ранней) и завершающейся (поздней).

Помимо стадий, или фаз, процесса социализации надо выделять также понятие «содержание социализации». Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает «правилам жизни» другую, называется становлением социального «Я». Содержание социализации — это не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности.

Становление социального «Я» человека возможно только как процесс усвоения мнений значимых других людей о нем, которые служат его зеркальным «Я». Можно сказать иначе: на социально-психологическом уровне становление социального «Я» происходит через интернализацию культурных норм и социальных ценностей. Интернализация — превращение внешних норм во внутренние правила поведения.

Как уже говорилось, социализация представляет собой продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей.

И мы теперь знаем, что социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения; незримыми социальными нитями — правами, обязанностями, отношениями — она связана с другими ролями.

Все это надо осваивать, поэтому к социализации более применим термин «освоение», а не «обучение». Он шире по содержанию и включает обучение как одну из составных частей.

Поскольку на протяжении жизни, в процессе продвижения по возрастной и служебной лестнице, нам приходится осваивать не одну, а множество социальных ролей, процесс социализации продолжает-ся всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)