Метод опроса

Студенты-психологи нередко думают, что лабораторный эксперимент, в ходе которого устанавливаются причинно-следственные связи между различными сторонами поведения животных или людей, исчерпывают все возможности социального исследования.

Многие из тех, кто занимается конкретной экономикой, до сих пор убеждены, что только статистический анализ, позволяющий дать объективную картину колебания цен и товарной массы, является самым надежным мерилом экономического поведения.

В отличие от них некоторые антропологи продолжают верить в то, что самым надежным способом познания остается включенное наблюдение, в результате которого изучается повседневное взаимодействие людей, творящих современный социальный мир.

В то же время психоаналитики убеждены в непогрешимости вживания, или вчувствования, во внутренний мир своего пациента как единственно достоверного метода изучения человеческого поведения, его интимных структур и мотивов.

Специалисты по маркетингу не признают иных средств, кроме изучения того, каким образом устремления конкретного индивида связаны с его социальными характеристиками и потребительским поведением.

Действительно, в каждой науке, изучающей поведение людей, сложились свои научные традиции и накоплен соответствующий эмпирический опыт. И каждая из них, будучи одной из ветвей социальной науки, может быть определена в терминах того метода, которым преимущественно пользуется, но не только. Науки различаются также кругом изучаемых проблем.

В социологии при сборе первичных данных используют четыре основных метода, каждый из которых имеет по две основные разно-видности (они указаны в скобках):

x опрос (анкетирование и интервьюирование),

x анализ документов (качественный и количественный кон-тент-анализ),

x наблюдение (невключенное и включенное),

x эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

В нашу задачу не входит рассмотрение всех четырех методов сбора данных. Остановимся на особенностях самого популярного среди них — на анкетировании (анкетный опрос).

Анкетирование — вопросноответная форма организации текста. Опрос как вид исследования разбивается на две большие разно-видности — анкетирование и интервью. В свою очередь, в каждом из этих видов опроса используется несколько методов, например, телефонного интервью или формулирования прожективных вопросов. Выбор каждого вида опроса зависит от многих обстоятельств:

содержания анкеты или интервью (т.е. перечня вопросов, в которых реализован предмет исследования); качества работы анкетера, или интервьюера, организующего и непосредственно обеспечивающего заполнение анкет; ситуации опроса, его условий, которые должны быть максимально благоприятными для спокойной и сосредоточенной работы респондента; психологического состояния респондента на момент опроса и др.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)