Формы и виды культуры

Говоря о культуре, мы имеем в виду культуру всего общества. Конечно, «культура вообще», как и «общество вообще», — определенная абстракция. В реальности общество сложно структурировано, состоит из различных групп, чьи культурные запросы и проявления различны.

В зависимости от того, кто производит культурные образцы, каков уровень элементов культуры и какая группа является ее носителем, различают три формы культуры: элитарную, народную и массовую и две разновидности : субкультуру и контр-культуру.

Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами.

Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Элитарная, или высокая, культура, например живопись Пикассо или музыка Шёнберга, трудна для понимания неподготовленного человека.

Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразо-ванного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества. Когда уровень культуры населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

Народную культуру называют любительской (не по уровню, а по происхождению) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (кар-навальные шествия).

Фольклор — еще одно название народного творчества. Фольклор локализован, т.е. тесно связан с традициями дан-ной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие. Анекдоты, тосты — виды фольклора.

Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью средств массовой информации.

Она не выражает изысканных вкусов аристократии и духовных запросов народа. Время ее появления — середина ХХ в., когда средства массовой информации сделали доступными массовые образцы для всех социальных слоев общества. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка, цирк — примеры массовой культуры. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художествен-ной ценностью, чем элитарная или народная. Но она авторская и у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие.

Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура — сленговое название массовой культуры, а китч — ее разновидность.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется до-минирующей культурой.

Поскольку общество распадается на множество социальных групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.

При всех культурных различиях базовые ценности субкультуры и общей культуры остаются едиными.

Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре. Субкультура может отличаться от доминирующей языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, стилем одежды, обычаями и т.д. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре.

Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не про-сто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями.

Молодежное движение хиппи (детей-цветов) в США в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

Субкультура преступников также является по своему содержанию контркультурой. В литературе обычно употребляется термин не преступная контркультура, а делинквентная, или асоциальная, субкультура.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)