Структура анкеты и виды вопросов

Анкета, или вопросник, является основным инструментом исследования социолога.

Чтобы анкета успешно выполнила свою функцию — предоставила в распоряжение исследователя достоверную информацию — надо соблюдать правила научного метода при ее конструировании и знать особенности различных типов вопросов.

В социологии вопрос выполняет функцию исследовательского инструмента, отсюда вытекают требования к его формулировке. В жизни общение врача с пациентом или следователя с подсудимым либо беседа двух прохожих носят межличностный характер. Их адресат индивидуален. При анкетировании ситуация иная.

Автор социологической анкеты обращается к большой совокупности неизвестных людей. Следовательно, вопрос анкеты должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов: молодым и пожилым, людям с высшим и средним образованием, горожанам и селянам.

Все вопросы в анкете можно классифицировать: по содержанию (вопросы о фактах сознания, поведения и личности респондента); по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные); по выполняемой функции (основные и неосновные).

Первая группа вопросов направлена на выявление мнений, по-желаний, ожиданий, планов на будущее. Они могут касаться любых объектов, как связанных с личностью опрашиваемого или его окружающей средой, так и не имеющих к нему непосредственного отношения. Любое мнение, высказанное респондентом, представляет со-бой оценочное суждение, основанное на индивидуальных представлениях, и поэтому носит субъективный характер.

В первой группе вопросов есть особый блок — о личности респондента, которые входят во все социологические анкеты. Этот блок называют «паспортичкой».

При конструировании вопросов часто нарушается одно из обязательных условий: соответствие формулировки вопроса исследовательской задаче. При этом происходит не всегда осознаваемая исследователем подмена информации о знаниях людей данными о том, как они сами их оценивают.

Основными видами анкетного вопроса выступают открытые и закрытые. В открытых после вопроса социолог оставляет место и просит респондента самого сформулировать свое мнение.

Закрытым называется вопрос, на который в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый толь-ко обводит кружком код напротив того варианта, который совпадает с его мнением. Такая форма вопроса в значительной степени сокращает время заполнения анкеты и ее подготовки для обработки на ЭВМ.

Вопросы могут быть альтернативные и неальтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора респондентом толь-ко одного варианта ответа, в результате чего сумма ответов на все варианты, представленные в альтернативном вопросе, всегда составляет 100%. Пример альтернативного вопроса: «Имеете ли вы детей?» «1. Да, имею. 2. Нет, не имею.»

Неальтернативные вопросы допускают выбор респондентом не-скольких вариантов ответов, поэтому их сумма может превышать 100%. Пример: «Какие телепередачи Вы смотрели в прошедший выходной?» 1. Художественные фильмы. 2. Политические передачи. 3. Спортивные передачи. 4. Передачи для деловых людей. 5. Какие еще (напишите).»

Второй пример представляет собой одновременно и вопрос полузакрытой формы, которая употребляется в тех ситуациях, когда социолог не уверен в полноте набора вариантов ответов и предоставляет респонденту возможность самому дополнить их. В конце полузакрытых вопросов оставляют запасные коды для кодирования дополнительных ответов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)