Финансовая основа

Финансовая основа системы страхования вкладов (ССВ) — Фонд обязательного страхования вкладов. Основными источниками формирования фонда являются: 1) имущественный взнос Российской Федерации, в размере 3 млрд. руб.; 2) страховые взносы банков; 3) доходы от инвестирования средств фонда.

Страховые взносы едины для всех банков и уплачиваются ими ежеквартально. Ставка страховых взносов банков не может превышать 0,15 процента от средней величины вкладов за квартал. Распорядителем средств Фонда обязательного страхования является Агентство по страхованию вкладов (АСВ), организованное в форме государственной корпорации. В августе 2004 года на Агентство по страхованию вкладов также были возложены функции корпоративного конкурсного управляющего несостоятельными банками.

При обсуждении закона о страховании в Государственной Думе разгорелись ожесточенные споры между правительством и депутатами по поводу места Сбербанка в новой системе страхования. В соответствии с Гражданским кодексом права вкладчиков Сбербанка уже были гарантированы государством.

В правительственном варианте закона содержалась отдельная статья про Сбербанк (ст. 41), предусматривающая, что он сохранит госгарантии по своим вкладам до 1 января 2007 года. Сам Сбербанк настаивал на том, чтобы отделить свои взносы в страховой фонд от взносов остальных участников системы.

В итоге был найден следующий компромисс: с момента вступления в действие закона “О страховании вкладов…” все банки уравниваются в правах. Но что касается Сбербанка, государственные гарантии там распространялись на все вклады, открытые и до этого момента. Председатель Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам А.Н.Шохин назвал это “формулой дедушкиной оговорки”.

Страховые сборы Сбербанка аккумулировались на отдельном счете до 2009 года или до тех пор, пока доля Сбербанка на рынке банковских депозитов не опустится ниже 50 %. Тогда все страховые взносы подлежали учету на едином для всех банков счете.

Одна из наиболее важных задач, решаемых законом “О страховании вкладов…”- определение порядка “входа” банков в систему страхования вкладом (ССВ). Центральный банк настаивал на проверке банков по американской системе САМЕL.

Название ее — это первые буквы основных понятий, положенных в основу всей системы:

  • сарitаl — достаточность капитала;
  • аssеts — качество активов;
  • mаnаgеmеnt — управление;
  • еquitу — доходность или прибыльность;
  • liquiditу — ликвидность.

Правительство и депутаты не отвергали возможности такой проверки, но при этом считали, что критерий должен быть один — финансовая устойчивость кредитной организации. В итоге договорились о том, что в ССВ будут приняты все банки, которые предоставляют достоверную отчетность (т. е. правильно рассчитывает нормативы) и не занимаются противозаконным бизнесом. Для подстраховки Центральный банк выторговал в качестве условия приема банков в ССВ соблюдение ими норматива Н1 (достаточность капитала) на уровне 11 %, при существующем значении 10 %, – для того, чтобы банк, подавший заявку на вступление в ССВ, имел определенный запас прочности.

В целом заявки на участие в ССВ подали 1140 коммерческих банков из 1183 кредитных организаций, имеющих лицензии на работу с физическими лицами. Срок приема заявок заканчивался 27 июня 2004 года. Решения о вхождении банков в ССВ принимались Комитетом банковского надзора, который возглавлял первый зампред Центрального банка А.А.Козлов. Документом, регламентирующим этот процесс, являлось Указание ЦБ РФ N 1379-У от 01.03.2004 года “Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов”.

Так как в данном Указании допускалось применение мотивированного экспертного суждения со стороны органов надзора о надежности банка, то это сразу стало поводом для недовольства отдельных представителей банковского и экспертного сообщества. Камнем преткновения также стали требования Центрального банка раскрыть реальных собственников кредитных организаций и в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности осуществить переоценку капитала.

Новые “правила игры” в конечном итоге привели владельцев банков к необходимости пересмотра отношения к принадлежащим им активам, как в финансовой, так и в промышленной сфере. В результате часть банков сменили владельцев, часть — рыночную специализацию либо клиентскую политику. В конце 2003 года общественность узнала об истинных владельцах некоторых крупных банков.

Например, выяснилось, что более 50 % акций “Конверсбанка” принадлежит председателю совета директоров “Конверс-групп” Владимиру Антонову, одна треть акций “Сибакадембанка” находится в собственности председателя Совета директоров Игоря Кима, а банками “Глобэкс” и “АвтоВАЗбанк” через дружественные структуры владеет президент банка “Глобэкс” Анатолий Мотылев.

Интересно
По версии Центрального банка заявления коммерческих банков на вхождение ССВ рассматривались в очередности их поступления. При этом между Центральным банком и Ассоциацией российских банков была достигнута договоренность о том, чтобы банки, после того, как получат положительное решение, были корректны по отношению к своим коллегам, которые ждали своей очереди на рассмотрение заявлений, и не использовали свое вступление в ССВ в рекламных целях.

Первый список банков, вошедших в ССВ, Центральный банк опубликовал 21 сентября 2004 года. В него вошли 26 кредитных организаций, большинство из которых являлись региональными. Список пополнялся почти еженедельно. Всем банкам, которые в него включались, Агентство страхования вкладов (АСВ), направляло комплект документов о порядке и правилах работы ССВ, а также образец специального знака “Вклады застрахованы” — для того, чтобы банк, прошедший чистилище инспекционной проверки, мог вывесить его в местах обслуживания своих клиентов. Официально первый этап приема банков в ССВ начался 21 сентября 2004 года и завершился 24 марта 2005 года.

На первом этапе в ССВ вошли 827 банков, в которых сконцентрировано около 98 % всех вкладов населения. Банки, не вошедшие в ССВ, сохранили право привлекать вклады населения до 27 сентября 2005 года. Некоторые из них рассчитывали на то, чтобы до 27 апреля 2005 года (последний день подачи заявлений) пройти повторную проверку.

“Российский банк развития” (РосБР) и две “дочки” иностранных банков — “БНП Париба” и “ВестЛБ Восток”, которые и раньше не работали с населением, приглашение к участию в ССВ проигнорировали, а банки “Первое ОВК” и “Центральное ОВК” свои заявления отозвали, в связи с продажей своего бизнеса ОАО АКБ “Росбанк”. С июля 2005 года начался второй этап приема в ССВ, который прошли еще 103 банка. При этом у банков, не вошедших в ССВ, лицензия на работу с физическими лицами была аннулирована. Обращаться за ней в ЦБ повторно такие банки, а также вновь образуемые, могли лишь через два года.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)