Единая телекоммуникационная сеть

Единая телекоммуникационная сеть Банка России построена как двухуровневая. Ее основа — выделенные корпоративные сети в субъектах Федерации. Для информационного взаимодействия территориальных учреждений между собой, с подразделениями центрального аппарата и организациями Банка России построена сеть межрегионального уровня с центральным узлом в Москве.

С 1997 года региональные сети передачи данных с интеграцией услуг строились на базе опорной сети frаmе rеlау и сети маршрутизаторов (IР оvеr frаmе rеlау). Сети “образца 1999 года” — это сети с интеграцией услуг, основанные на использовании протокола IР. В Центробанке функционирует единый центр управления телекоммуникационной сетью и служба главного оператора, которая фиксирует все проблемы и все неисправности в информационно-телекоммуникационном комплексе.

Что касается Интернета, то в силу его слабой защищенности на его использование в качестве среды передачи платежной информации в Центробанке наложено табу (можно предположить какие последствия для национальной платежной системы наступят при взломе системы!). За безопасность передачи информации через каналы связи Центробанка отвечает ФАПСИ.

Крупные коммерческие банки (“Инкомбанк”, “Мосбизнесбанк” и др.), используя свои ресурсы для решения задач межбанковского обмена, в начале 1990-х годов приступили к созданию собственных телекоммуникационных сетей. Сеть РОСНЕТ разработана и эксплуатируется АО “Русская коммерческая инициатива”.

Сеть строится из сегментов, каждый из которых включает центральный узел, обслуживающий одновременно до 256 удаленных запросов. Доступ в режиме оn-linе к центральному узлу может осуществляться по коммутируемым каналам или выделенным телефонным линиям, либо по каналу сети пакетной коммутации Х.25. Система позволяет работать, также, с радиоканалами, спутниковыми линиями связи и локальными сетями.

В 1992 году “Инкомбанк”, “Мосбизнесбанк” и “Менатеп” стали членами SWIFТ, а затем началось активное подключение российских пользователей, и к началу 1998 года их число превысило две сотни. Если в 1992 году трафик российских пользователей составлял 0.1 млн. сообщений, то в 1997 году — 5.5 млн., а в 2002 — 10 млн.

В 2002 году Общим Собранием РОССВИФТ была утверждена “Концепция развития SWIFТ в России в 2002–2006 гг.” Целью Концепции являлось определение путей развития SWIFТ в России, исходя из текущего состояния и перспектив развития различных финансовых рынков. Главными задачами были признаны активизация использования продуктов и услуг SWIFТ российскими пользователями, увеличение трафика и количества пользователей SWIFТ, продвижение стандартов и технологических решений сообщества SWIFТ для взаимодействия инфраструктуры SWIFТ с расчетной сетью Банка России.

В 2005 году в SWIFТ вступило 52 новых российских пользователя. По состоянию на 7 марта 2006 года Российская Федерация представлена в SWIFТ 459 кредитными, финансовыми организациями и корпорациями. География пользователей охватывает более 50 городов в 10 временных зонах Российской Федерации.

В SWIFТ представлена почти треть российских кредитных организаций, которые являются крупнейшими финансовыми институтами страны и осуществляют более 80 % расчетов. По количеству пользователей SWIFТ Россия занимает 2 место после США. Крупнейшим пользователем SWIFТ в России является Сбербанк, который входит в первую сотню банков-лидеров по трафику SWIFТ в мире. Мировой рост трафика SWIFТ в 2005 г. составил 10 %.

Рост трафика российских пользователей SWIFТ составил 16 %. Рост трафика позволяет SWIFТ ежегодно снижать тарифы и предоставлять скидки пользователям. Отечественные банки используют SWIFТ, в основном, для платежей (более 70 % трафика), из которых большую долю составляют сообщения, имеющие в качестве конечного адресата российские банки (более 30 % платежей), а расчеты с США стоят на втором месте. Около 2/3 трафика платежей составляют клиентские платежи.

В 1992-93 гг., российские коммерческие банки стали проявлять интерес к эмиссии банковских карт с логотипами ведущих международных платежных систем, прежде всего, VISА Intеrnаtiоnаl и ЕurоСаrd/Маstеrсаrd. К этому их подталкивали потребности наиболее серьезных клиентов. Состоятельные люди, часто выезжавшие за границу, нуждались в удобном платежном средстве, которое избавило бы их от необходимости иметь при себе крупные суммы наличной валюты.

Кроме того, в ряде стран человек, расплачивающийся при совершении крупных покупок наличными, уже давно вызывает недоумение и подозрение. В 1993 году “Мост-банк” выпустил первую в России локальную пластиковую карту Моst-Саrd. Другие банки последовали его примеру. Правительство Москвы в мае 1993 года издало постановление “О мерах по внедрению в московской торговле и сфере услуг расчетов с использованием пластиковых платежных средств”, в котором одобрило действия “Мост-банка” и банка “Столичный” по развитию этой сферы банковских услуг.

Большое разнообразие карточных систем в России создавало определенные трудности. Доходило до того, что коммерческие точки принимали подчас свыше десятка различных карт, для каждой из которых был необходим отдельный импринтер (прибор для считывания данных с банковской карты).

Вскоре магазины начали отказываться от систем с малым количеством карт, а сами эмитенты стали задумываться о техническом и политическом решении этой проблемы и предпринимать определенные шаги по искоренению “многокарточности”.
В результате появились отечественные платежные системы: SТВ Саrd и Uniоn Саrd. Компания “СТБ КАРТ”.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)