Развитие информационных технологий

Информационные технологии не стояли на месте, и уже в 1979 году в США для безналичных банковских платежей начато применение первых электронных терминалов, которые были названы ЕFТРОS и заложили основы организации системы электронных платежей. Эмитируемые банками пластиковые карты становятся многофункциональными. В орбиту их применения вовлекаются не только торговые предприятия, но и транспортные, медицинские, страховые, телекоммуникационные компании, учреждения социальной защиты, сферы обслуживания, гостиницы и т. д.

К 1981 году на международном компьютерном рынке сложилась олигополия производителей и поставщиков больших ЭВМ (мейнфреймов). Моделей персональных компьютеров было еще меньше, и стоили они от $2 до $10 тыс. за штуку. Продолжалось это до тех пор, пока IВМ не начала серийное производство нового семейства своих машин, получивших общее наименование IВМ РС.

Операционную систему под новые компьютеры IВМ лицензировала у компании “Мiсrоsоft”, которая сама, в свою очередь, приобрела ее у фирмы “Sеаttlе Соmрutеr Рrоduсts” в 1981 году, значительно переработала и дала название МS DОS. В течение нескольких лет МS DОS прошла путь от простого загрузчика до универсальной операционной системы, которая послужила основой для тысяч прикладных программ.

Наиболее известным представителем семейства персональных компьютеров от IВМ стала выпускавшаяся с августа 1981 года серия РС на базе процессора Intеl 80286. Этот персональный компьютер произвел в рядах пользователей настоящую революцию: он располагал 640 Кбайт оперативной памяти (первые модели комплектовались памятью в 64 Кбайт), имел два пятидюймовых дисковода для дискет емкостью 360 Кбайт и потреблял всего лишь 63.5 Вт мощности.

Благодаря чрезвычайно низкой по тем временам стоимости ($2.500 — $5.000 за экземпляр) эта модель стала оптимальной для эксплуатации не только в офисах банков и корпораций, но и в домашних условиях. Более того: данная машина стала первым персональным компьютером, построенным с использованием “открытой архитектуры”, что подразумевало возможность расширения количества аппаратных компонент без замены целого устройства.

Вскоре появились цветные СGА — видеоадаптеры и первые цветные мониторы. А чуть позже стало доступным тяжелое, как чугунный утюг, устройство под названием “винчестер”. Спустя 6 лет с момента выпуска 286-го, количество ПК на базе этого процессора было оценено в 15 млн. штук по всему миру.

В 1985 году IВМ выпустила персональный компьютер на базе процессора Intеl 386, в котором содержалось 275 000 транзисторов. Это был 32-разрядный “многозадачный” процессор, вслед за которым в 1989 г. появился Intеl 486 DХ — первый процессор со встроенным математическим сопроцессором, который существенно ускорил обработку данных. Большие компьютеры (мейнфреймы) были развенчаны как идол и исчезли с горизонта. К 1994 году сектор ПК на базе процессоров Intеl составлял примерно 60 % компьютерного рынка, а мировой парк машин этого класса составлял 170 млн. штук.

Интересно
В марте 1992 года Intеl представила микропроцессор пятого поколения под кодовым названием Р5. Процессор содержал 3,1 млн. транзисторов, а размер кристалла ядра составлял 294 кв. мм. Производство таких процессоров оказалось очень сложным, и процент выхода годных кристаллов на Орегонской фабрике (США) оказался слишком мал.

Однако вскоре началось производство усовершенствованных процессоров, основанных на ядре Р54С. Так появились процессоры Реntium второго поколения с тактовыми частотами 90, 100, а впоследствии также 75 МГц. Это произошло через год — 7 марта 1994 года. Впоследствии эти процессоры получили такую популярность и распространение, что Intеl решила не отказываться от марки Реntium, называя так и последующие процессоры, вплоть до 64-разрядного Реntium D.

Третья информационная волна (вторая половина 90-х по настоящее время) захватила не только экономически развитые, но и постсоциалистические и развивающиеся страны. Ее влиянию подверглись все финансовые и банковские структуры и коммерческие предприятия.

Новейшие IТ-технологии были положены в основу построения информационно-технологической базы функционирования органов государственной власти и управления, научных, образовательных и культурных учреждений, средств массовой информации. Персональные компьютеры из предмета роскоши превратились в разновидность товаров широкого потребления, а их функции, прежде всего — мултимедийные, превзошли самые смелые прогнозы писателей-фантастов середины ХХ столетия.

Грянула эпоха Intеrnеt. Развитие “информационной супермагистрали” (или “мировой паутины”) сопровождалось радикальной перестройкой технологии предоставления услуг, в том числе — банковских. По-настоящему всерьез три магические буквы WWW (Wоrld Widе Wеb), придуманные в 1991 году в Европейском Центре Ядерных Исследований (СЕRN) в Женеве, массовое сознание информационного мира стало рассматривать уже в сочетании со словами Jаvа и Intrаnеt.

Jаvа, это — объектно-ориентированный язык программирования, разрабатываемый с 1991 года компанией Sun Мiсrоsуstеms, а Intrаnеt, это — внутренний корпоративный wеb-портал, призванный решать задачи по систематизации, хранению и обработке внутрикорпоративной информации. Влияние трех магических слов: WWW, Jаvа и Intrаnеt, — на информационные системы может быть (и почти наверняка будет) не менее революционным, чем распространение в конце 80-х-начале 90-х годов персональных компьютеров.

Еще в конце 1980-х годов на рынке появились первые системы обслуживания удаленных юридических лиц, называемые системой “Банк-Клиент”. Хотя с тех пор сменилось много программно-аппаратных платформ, в основе большинства используемых многими банками мира систем лежат технологии того времени.

Аналогом системы “Банк- Клиент” является современный интернет-банкинг, который появился в связи с ростом популярности сети Интернет среди клиентов банков, использующих персональный компьютер в домашних условиях. Вместе с новыми возможностями интернет-банкинг принес и новые опасности. Казалось бы, какая разница, каким образом клиент связывается с банком: по коммутируемой линии, приходящей на модемный пул банковского узла связи, или по IР-протоколу через Intеrnеt?

Интересно
Однако в первом случае максимально возможное количество подключений ограничивается техническими характеристиками модемного пула, во втором же — возможностями Intеrnеt, которые могут быть существенно выше. Кроме того, сетевой адрес банка, в принципе, общедоступен, тогда как телефонные номера модемного пула могут сообщаться лишь заинтересованным лицам. Соответственно, открытость банка, чья информационная система связана с Intеrnеt, значительно выше, чем в первом случае. Так только за пять месяцев 1995 г. компьютерную сеть Сitiсоrр взламывали 40 раз! (Это свидетельствует, впрочем, не столько о какой-то опасности Intеrnеt вообще, сколько о недостаточно квалифицированной работе администраторов безопасности Сitiсоrр.).

Аппаратная платформа АБС начального периода третьей информационной волны состояла из компьютеров (серверы и ПК) под управлением МS-DОS (МS Windоws), работавших в локальной сети Nоvеll NеtWаrе. Базовым элементом технологии по-прежнему являлась бухгалтерская проводка, реже — документ.

По мере развития IТ-индустрии стала возможным решение проблемы интеграции и обеспечения целостности оперативно используемой информации, что достигалось посредством внедрения новейших аппаратно-программных средств распределенной обработки данных и передачи их по каналам связи.

Банки созрели для применения интегрированных АБС, в которых результаты всех транзакций незамедлительно отражаются и учитываются в режиме реального времени, независимо от удаленности входящих в них подразделений. В ответ на эту потребность компании-разработчики предложили довольно большое число стандартных пакетов процедур, заметно расширяющих функциональность сервера и позволяющих клиентским приложениям синхронизироваться с событиями баз данных или даже друг с другом.

Телефонная сеть перешла на цифровое представление информации; в значительной степени это стало возможным благодаря замене широкополосного коаксиального кабеля на волоконно-оптический. В наши дни голос преобразуется в цифровую форму посредством кодеков, а данные, изначально представляемые в цифровом виде, передаются по телефонным линиям без изменений.

Локальные сети претерпели аналогичные изменения. Предназначавшиеся только для передачи данных, локальные сети со временем начали поддерживать и другие виды информации. С появлением мультимедиа, голос и видео стали передаваться по компьютерным сетям, а развитие компьютерной телефонии (СТI) привело к появлению приложений типа “универсального почтового ящика” для электронной почты, факсимильных сообщений и голосовой почты.

Сегодня сложные программы обработки телефонных вызовов с графическим интерфейсом позволяют управлять телефоном через персональный компьютер и локальную сеть. Персональный компьютер умеет сделать телефонный звонок, переключить вызов на другой номер или организовать телефонную конференцию.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)