Федеральное избирательное законодательство

Федеральное избирательное законодательство, закрепляя основные гарантии избирательных прав и свобод граждан, обеспечивает на всей территории Российской Федерации со­блюдение единых демократических избирательных стандар­тов и их реализацию при проведении различных видов выбо­ров. Характеристику данного вида источников избирательного права следует начать с Конституции РФ.

Интересно
Основной закон Рос­сии занимает ведущее место среди источников права, так как имеет высшую юридическую силу, регулирует наиболее важ­ные стороны общественной жизни и является базой для фор­мирования всего законодательства. Необходимо отметить, что в Конституции РФ 1993 г. отсутствует специальная глава об избирательном праве и избирательной системе, как это было, например, в конституциях советского периода. Вместе с тем, нормы Конституции РФ закрепляют основные принципы из­бирательного права, которые затем конкретизируются и дета­лизируются в федеральном избирательном законодательстве и в других источниках избирательного права.

Рассмотрим данные положения Конституции РФ более подробно.

Во-первых, Конституция РФ закрепляет в качестве одной из основ конституционного строя принцип народовластия, устанавливая, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст. 3 Конституции РФ).

Во-вторых, Конституция РФ закрепляет и гарантирует избирательное право в субъективном смысле, т. е. право граждан избирать и быть избранными в органы государствен­ной власти и местного самоуправления (ст. 32), а также опре­деляет круг лиц, которые не имеют избирательных прав. К ним относятся лица, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Это единственное ограничение избирательных прав, установленное Конституцией РФ (за исключением ограниче­ний пассивного избирательного права для кандидатов в Пре­зиденты РФ и депутаты Государственной Думы). Все ограни­чения избирательных прав граждан не должны противоречить Конституции РФ.

В-третьих, Конституция РФ определяет основные требо­вания, предъявляемые к выборам Президента РФ и депутатов Государственной Думы. Но следует отметить, что только применительно к выборам Президента России закреплены принципы избирательно права (ч. 1 ст. 81). Конституция РФ устанавливает также требования, предъявляемые к гражданам, обладающим пассивным избирательным правом, т. е. к канди­датам в Президенты РФ и в депутаты Государственной Думы. Согласно ч. 2 ст. 81 Основного закона для кандидата в Прези­денты РФ установлен возрастной ценз – не моложе 3 5 лет и ценз оседлости – постоянное проживание в Российской Феде­рации не менее Шлет. Согласно ч. 1 ст. 97 Конституции РФ депутатом Государственной Думы может быть избран граж­данин РФ не моложе 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

В-четвертых, Конституция РФ устанавливает разграни­чение компетенции между Российской Федерацией и ее субъ­ектами в сфере избирательного законодательства. Ст. 71 уста­навливает, что вопросы регулирования и защиты прав и сво­бод человека и гражданина (в том числе и избирательных прав) отнесены к ведению Российской Федерации. К ее ис­ключительному ведению отнесены также вопросы формиро­вания федеральных органов государственной власти.

В-пятых, в самой Конституции РФ установлен механизм защиты конституционных норм, в том числе и норм, за­крепляющих избирательные права граждан и гарантии их реализации.

В-шестых, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Это положение позволяет включить в чис­ло норм избирательного права России, обладающих высшей юридической силой, нормы-принципы, содержащиеся в меж­дународных источниках. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то приоритетными являются правила международного договора.

В международных договорах содержатся международные избирательные стандарты, которые должны определять со­держание национального законодательства. Речь идет об обя­зательствах государств предоставить своим гражданам право на участие в свободных, справедливых, подлинных и перио­дических выборах, не посягать на эти права и обеспечивать их реализацию. Так, избирательное законодательство РФ осно­вывается на положениях Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических пра­вах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, закрепляющих возможности граждан избирать и быть избран­ными на подлинных периодических выборах, проводимых на принципе всеобщего избирательного права при тайном голо­совании и обеспечивающих свободное волеизъявление изби­рателей.

Конституционный Суд РФ, являясь органом конституци­онного контроля, часто основывает свои выводы на принци­пах, закрепленных в этих международных правовых актах. Конституционный Суд РФ играет особую роль в правовой охране Конституции РФ и обеспечении ее соблюдения. В практике его деятельности затрагиваются вопросы содер­жания принципов избирательного права и механизмов их реа­лизации, вопросы назначения выборов, выдвижения кандида­тов, определения итогов голосования и другие, возникающие в ходе избирательного процесса.

Решения Конституционно­го Суда РФ также являются источниками российского из­бирательного права и влияют как на правотворческую, так и на правоприменительную деятельность в данной сфере. Они оказывают существенное влияние на развитие избирательной системы и избирательного законодательства, а тем самым на развитие демократического процесса российской государ­ственности.

В системе избирательного законодательства РФ, без­условно, центральное место занимает Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избира­тельных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (Далее – ФЗ «Об основных гаранти­ях…»).

Данный Закон является своеобразным «ядром» изби­рательного законодательства, его основополагающим актом. Он не только устанавливает и регулирует гарантии избира­тельных прав граждан, но и конкретизирует сами эти права. Кроме того, Закон содержит четко и логически выстроенную схему всех стадий избирательного процесса, раскрывает со­держание каждой стадии, каждой избирательной процедуры, а также закрепляет систему правовых средств, обеспечивающих соблюдение на каждой стадии принципов избирательного права и законных прав и интересов граждан.

Следует отметить, что в случае противоречия между фе­деральным или региональным законом о выборах и ФЗ «Об основных гарантиях…» будут применяться нормы последне­го. Такое же правило действует и в случае отсутствия в зако­нодательстве субъектов РФ необходимого нормативного пра­вового акта.

В системе федерального избирательного законодатель­ства следует выделить федеральные законы о выборах в фе­деральные органы государственной власти. Это Федераль­ный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Прези­дента Российской Федерации» и Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государ­ственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» . Основываясь на положениях Основного закона и ФЗ «Об основных гарантиях…», эти акты содержат нормы, де­тально регулирующие порядок подготовки и проведения со­ответствующих выборов, начиная со стадии назначения даты выборов и заканчивая регламентацией порядка обжалования нарушений избирательных прав граждан и привлечения к от­ветственности за нарушения законодательства о выбора

Среди актов федерального избирательного законодатель­ства отметим также Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-Ф3 «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», который был принят с целью восполнения пробелов в регулировании порядка проведения муниципальных выборов.

Кроме того, к источникам избирательного права феде­рального уровня следует отнести Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организа­ции законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Феде­рации» и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» . Данные нормативные правовые акты устанавливают не только основные принципы проведе­ния выборов соответствующих органов и должностных лиц, но и регламентируют некоторые стороны самого избиратель­ного процесса.

Вышеназванные законы являются источниками избира­тельного права и входят в систему избирательного законода­тельства. Предметом их регулирования являются избиратель­ные отношения, т. е. общественные отношения, возникающие в процессе подготовки и проведения выборов. Но кроме этих законов при проведении выборов в органы государственной власти федерального и регионального уровня, а также и мест­ного самоуправления должны применяться и другие феде­ральные законы, содержащие отдельные нормы избирательно­го права. Среди них следует назвать, например, Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических парти­ях». Политическим партиям принадлежит важная роль в избирательном процессе. Именно они являются избира­тельными объединениями и имеют право выдвигать кан­дидатов (списки кандидатов).

Избирательное законодательство РФ включает в себя также нормы различной отраслевой принадлежности: инфор­мационного, финансового, уголовного, административного законодательства и т. д. Так, например, нормы Уголовного кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонару­шениях устанавливают ответственность за избирательные правонарушения. И следует отметить, что сочетание санкций, установленных избирательным законодательством, с мерами административных взысканий и уголовных наказаний за нарушение избирательных прав граждан и процедуры выбо­ров способно обеспечить эффективное функционирование института ответственности в избирательном праве.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)