Федеральная государственная служба

Федеральная государственная служба — это профессиональная деятельность лиц, занимающих соответствующие должности в аппаратах федеральных органов государственной власти и иных федеральных органов, образуемых для решения государственных задач.

Федеральная государственная служба осуществляется в федеральных государственных органах законодательной, исполнительной и судебной власти, в пределах ведения и полномочий РФ, в том числе по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Федеральная государственная служба законодательной власти осуществляется в аппаратах палат Федерального Собрания — Совета Федерации и Государственной Думы.

Федеральная государственная служба исполнительной власти осуществляется на государственных должностях:

  • в Администрации Президента РФ;
  • аппарате Правительства РФ;
  • в федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ и Правительству РФ;
  • на иных должностях.

Федеральная государственная служба судебной власти осуществляется в аппаратах федеральных судов:

  • Конституционного;
  • Верховного;
  • Высшего Арбитражного;
  • Генеральной прокуратуры.

Отношения в сфере федеральной государственной службы в своих главных аспектах урегулированы Федеральным законом от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» (в редакции ФЗ от 27 мая 2003 г.), который устанавливает правовые основы организации государственной службы, статус государственных служащих, их права и обязанности, правоограничения, социальные гарантии, ответственность, порядок прохождения государственной службы, ряд других существенных положений о государственной службе и Федеральным законом от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы РФ».

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяются правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации.

Федеральная государственная служба в отдельных государственных органах регулируется также федеральными законами об этих органах.

Усиление федерального компонента в структурной организации Российской Федерации осуществлялось за счет совершенствования территориального построения РФ и деления ее территории на сеть федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента РФ.

Поэтому в составе Администрации Президента РФ появилась особая категория федеральных государственных служащих, то есть новые организационные звенья, функционирование которых может оптимизировать федеральную систему управления в РФ на межрегиональном уровне.

Государственная служба в субъектах Российской Федерации — это профессиональная деятельность лиц, замещающих должности в аппаратах государственных органов субъектов РФ для обеспечения исполнения их полномочий.

Государственная служба в субъектах Федерации осуществляется в органах представительной, исполнительной и судебной власти, а также в других органах, которые наделены субъектом Федерации соответствующими полномочиями.

Особенности этого вида государственной службы состоят в том, что она:

  • проходит в границах этих субъектов и решает подведомственные им задачи;
  • осуществляется в одной или в двух палатах законодательного органа в зависимости от его структуры;
  • законодательство состоит из нормативных актов Российской Федерации и ее субъектов.

Как и на федеральном уровне, в субъектах Федерации на базе их основных законов созданы законы о государственной службе. Это представляется разумным, так как общие положения законодательного акта любого уровня нуждаются в конкретизации, и это удобно, так как регламентирует все аспекты государственной службы в одном документе.

В 1993—1999 гг. законодательные акты по проблемам государственной службы были приняты более чем в 78 субъектах РФ. Налицо опережающее развитие законодательства этого уровня по сравнению с федеральным. Общее законодательство о государственной службе отнюдь не выигрывает от такого положения вещей: возникают противоречия с нормами федеральных законов, происходит необоснованная дифференциация правового регулирования.

Закон о государственной службе от 31 июля 1995 г. определяет, что на государственную службу субъектов Федерации распространяется их ведение. Но законодательство о государственной службе является частью административного законодательства, а оно согласно п. «к» ст. 72, Конституции РФ относится к совместному ведению России и ее субъектов.

Из ст. 2 Закона видно, что к ведению субъектов относится организация государственной службы в них, но нет ни слова о правовой компетенции. Статьи 77, п. «н» 72 Конституции РФ вносят определенную ясность в данное противоречие.

Интересно
В ст. 77 говорится, что организация органов власти субъектов РФ относится к их ведению, а в п. «н» ст. 72, что в совместном ведении РФ и ее субъектов находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Основной стержень законов о государственной службе субъектов Федерации состоит прежде всего в разграничении полномочий и максимально четком определении, что остается за пределами ведения Федерации, а значит, в компетенции ее субъектов и нахождении специфической проблематики в предметах совместного ведения, в четком выявлении круга обязанностей, которые возлагают на себя государственные службы субъектов РФ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)