Транспортно-дорожный комплекс

Транспорт является важнейшей и развитой отраслью Юга России. Его значение выходит далеко за рамки данного региона.

Транспортно-дорожный комплекс (ТДК) включает в себя:

  • автотранспорт и автодороги;
  • железнодорожный транспорт и магистрали, мосты, туннели, вокзалы;
  • речной и морской (водный) транспорт;
  • воздушный транспорт;
  • трубопроводные магистрали, перекачивающие станции.

Каждый вид транспорта связан с региональными базами, проектными и конструкторскими бюро, службами контроля и т.п.

Главный вид транспорта на Юге России – железнодорожный. С севера на юг территорию ЮФО пересекают магистрали Москва — Ростов — Адлер и Москва — Баку.

Они пересекаются с другой веткой: Новороссийск — Краснодар — Волгоград. Эти магистрали обеспечивают связи субъектов ЮФО и выход на Украину, в Закавказье, Поволжье и центр страны.

Крупнейшими железнодорожными узлами ЮФО являются Ростово-Батайский, Лиховской, Тихорецкий, Волгоградский.

Густота железнодорожной и автодорожной сетей в 2—3 раза превышает среднероссийский показатель, однако доля окружного ТДК несколько сократилась. Так, на долю ТДК Юга России приходилось 7,9 % грузоперевозок и 5,2 % пассажиропотока (в 1990 г. — 9,8 и 4,1 % соответственно).

Автомобильный транспорт обеспечил в 2002 году перемещение 12,6 % грузоперевозок и 10,7 % пассажиров (в 1990 г. – 14,5 и 10,9 % соответственно).

Интересно
В регионе расположены все южные морские и устьевые речные порты, они же — конечные ж.д. станции. В них концентрируется до половины грузооборота страны. Здесь три незамерзающих моря и 15 портов.

Значительное развитие трубопроводного транспорта объясняется тем, что Юг России (в т.ч. Прикаспийская зона) является производителем нефти и газа. Важен и их транзит. Общий объем перекачки нефтепродуктов и нефти составляет более 100 млнт, газа – около 40 млрд м³.

Общая длина нефтепроводов в регионе составляет 4,4 тыс. км, а газопроводов — 11,3 тыс. км.

Наибольший удельный вес в валовой продукции транспортной отрасли Юга России занимает автомобильный транспорт — 47,9 %, затем железнодорожный — 41,4 %, морской – 4,3 %, речной – 2,6 %, трубопроводный -2,2 %, воздушный — 1,6 %.

Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляла по ЮФО 110 км (на 1 тыс. квадратных километров территории), в то время как в 1990 году — 99 км.

В России в среднем показатель густоты автодорог составил в 2002 году 32 км. Для сравнения в ЦФО – 186 км, С-ЗФО – 39 км, ПФО – 123 км, УрФО -20 км и СибФО – 18 км.

Главной задачей ТДК является обеспечение стабильности и качественного обслуживания перевозок. Пограничное расположение, единственный выход к южным морям, перевозки промышленных и сельскохозяйственных грузов, топлива — выдвигают транспортные проблемы в число первоочередных и поднимают проблему на федеральный уровень.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)