Регулирование экономики и региональный менеджмент

Экономика, развиваясь как система, подвергается управляюще-регулирующему воздействию в двух аспектах.

Во-первых, со стороны государства (программирующеплановое и властно-административное начало).

Во-вторых, как саморегулирование на основе внутренних законов рыночной экономики и «правил игры», задаваемых субъектам рынка (от государства, собственно рынка, «теневых» сил).

И в том, и в другом случае регулирование экономики будет тем успешнее, чем отчетливее будет осознаваться необходимость регионального менеджмента.

Сам менеджмент, родившийся на стыке XIX—XX вв., был нацелен на рост производительности труда сначала за счет рационализации трудоопераций, затем за счет организационных технологий, социальных факторов, инноваций, человеческого ресурса и т.д.

Дополненный маркетингом менеджмент из общего менеджмента постепенно обогащался такими аспектами, как «стратегический менеджмент», «инновационный», «финансовый» и т.д. В конце концов, успехи управления распространили его на сферы услуг, культуры, социальное управление. Появились учебники по «социальному менеджменту».

В то же время во всех странах, и в России-СССР в том числе, шли поиски в области территориального управления, которые привели к необходимости, как нам представляется, «регионального менеджмента». Этот термин хотя и близок по смыслу термину «региональное управление», но подразумевает более обширные научные технологии, приемы, принципы, формы, методы и структуры.

Интересно

В этом смысле считаем целесообразным предложить в территориальном аспекте так называемую «решетку менеджмента», применяемую в классическом менеджменте:

  • по вертикали выстраиваются функции менеджмента: планирование (1), организация (2), руководство (3), учет и анализ (4), контроль (5) и прогнозирование (6);
  • по горизонтали выстраиваются блоки управления: общее управление (а), текущее управления (б), финансовое (в), кадровое (г), инвестиционное (д), инновационное (е), социальное (ж), безопасность (3).

Возьмем для примера клеточку «Б2»: организация текущего управления в регионе включает оперативное руководство, планерки, штабы, «разруливание» текущих краткосрочных или одномоментных ситуаций.

Находясь в этой клеточке (фигурально говоря), управленец Администрации того или иного уровня не касается, например, инвестиционных проектов (это столбец «г» и ситуации от Г1 до Г6), не размышляет над изменением структуры управления и т.д. и т.п. Еще пример: клеточка (ситуация) «ГЗ» — это кадровый подбор, расстановка, «озадачивание», тестирование, аттестация, переобучение кадров, перемещение по служебной лестнице и т.д. и т.п.

Регулирование экономики и региональный менеджмент

Анализ матрицы показывает, что региональный менеджмент подразумевает множество технологических «узлов» (столбцы а — з перемножить со строками 1 – 6), представление о которых уже только одною своею постановкой упорядочивает территориальное (региональное) управление, систематизирует представление об этой новой области знания, позволяет обучать так называемому «искусству администрирования».

Большой переток приемов технологий управления идет и будет упорядоченно возрастать от предприятий, где менеджмент — уже норма, к территориям, где он пока еще «искусство».

Хотя и здесь имеются существенные наработки региональных управленцев, обмен опытом среди которых позволяет обобщить все более множащиеся приемы, способы, формы, алгоритмы регионального управления. Интересно, например, такого газетного заголовка как «Красноярский губернатор как кризис-менеджер».

Важную роль в региональном менеджменте призваны играть региональные прогнозы, как органический этап (момент) территориального управления.

Так, в недавно появившейся капитальной работе по регионалистике академика А. Гранберга подробно анализируется «региональное прогнозирование в условиях переходного периода».

В анализируемом нами разделе подчеркивается, что главным звеном в действующей системе прогнозирования стали краткосрочные прогнозы, затем, на втором месте, идут среднесрочные прогнозы, выполняемые, как правило, в процессе подготовки правительственных программ или по инициативе региональных исследовательских групп (например, добавим от себя, Лаборатория регионального прогнозирования совместно с Институтом, прогнозирования и СКНИИЭ и СП в г. Ростовена-Дону).

Территориальный аспект прогнозирования представлен прогнозами, где превалируют данные о финансовых и бюджетных показаниях субъектов РФ.

Сложившаяся к настоящему времени система прогнозирования пока слабо охватывает реальный сектор экономики, не определяет долгосрочные перспективы, не обеспечивает согласования макроэкономического отраслевого и регионального аспектов прогнозов.

К области регионального менеджмента относится и разработка региональных программ развития.

Появляются работы, где технология управления становится объектом специального исследования.

Большая проблема в области регионального менеджмента состоит и в уточнении пределов роста и масштабов управленческого аппарата.

Структура аппарата управления субъектов Федерации чрезвычайно громоздка и, на примере «типовой» республики, состоит из министерств (более десятка — экономики, образования, социальной защиты, труда, здравоохранения и т.д.), Госкомитетов (более полутора десятков — статистики, имущества, торговли, связи, антимонопольному регулированию и т.д.)» Управлений (более полутора десятков) и Отделов (около двух десятков).

Кроме того, на территориях действуют собственно Федеративные органы — силовые департаменты МВД, Генпрокуратура, ФСБ, Министерства ГО и ЧС, отделения Федерального казначейства, налоговые службы, отделения ЦБ России, таможенные органы, горный, атомный и санитарный контроль, торгово-промышленная палата и т.д. и т.п.

Интересно
Семь округов также дали прирост управленческого корпуса, например, в ЮФО около 200 человек составляют непосредственный аппарат Полномочного Представителя Президента РФ, но кроме этого создаются и межрегиональные координирующие структуры — например, межрегиональная инспекция Минналогов, Комитета по управлению госимуществом, Комиссия по ценным бумагам и т.д.

Любой орган, созданный в Центре, вскоре получает свою «почку роста» в регионе (то есть коэффициент размножения равен 89!) с соответствующим обеспечением транспортом, связью, офисом, оргтехникой, мебелью, квартирами и т.п.

Для нашей страны с ее 88 субъектами и 30 тыс. местных бюджетов идея округов как объектов управления больше соответствует количественной теории оптимальной управляемости. Не случайно предполагается переход и на муниципальные округа с кустами мелких административных преобразований.

Трудности реализации ряда функций государства во взаимоотношениях с территориями объясняют и появление в самом начале 90-х гг. региональных Ассоциаций экономического содействия, созданных субъектами Федераций и финансируемых ими «вскладчину» (сначала по принципу 1 руб. с чел., населяющего каждый регион, а затем в процентах от ВРП).

В ассоциации республик, краев и областей Северного Кавказа функционирует 16 координационных групп, в составе которых заместители руководителей территориальных органов власти, руководители структурных подразделений, а также другие специалисты. Каждый субъект Ассоциации имеет своего исполнительного директора.

Представители Ростовской области — в рамках разделения труда — курируют вопросы разработки экономических программ развития территорий (не путать с ФЦП!). Таких было разработано две – в 1996 и 2000 гг.

Они согласованы и утверждены Главами всех субъектов Северного Кавказа (10 ед.) плюс присоединившиеся к ним Калмыкия, Абхазия и Донецкая обл. Украины. Волгоградская и Астраханская области состоят в Ассоциации «Большая Волга».

Сотрудничество Ассоциаций экономического взаимодействия с федеральным правительством формально обеспечивается в рамках Генерального соглашения между Правительством РФ и руководством Ассоциаций на инициативной взаимозаинтересованной основе.

Прирост бюрократии за истекший год сопровождался приростом экономических показателей ЮФО (в большинстве регионов по большинству показателей).

Все сказанное о региональном менеджменте, при правильной постановке, способствует формированию единого и освоенного экономического пространства (локалитета).

Сделаем в заключение краткие выводы.

Именно в рамках регионального менеджмента может быть рассмотрен вопрос о совершенствовании структуры управления регионами с переходом от механистических типов организаций (линейные, дивизионные и даже матричные) к новым типам, таким как многомерные, эдхократические, партисипативные.

Суть новых подходов состоит в расширении свободы маневра (демократизации), к учету взаимных интересов и механизмов их согласований к сочетанию вертикальных и горизонтальных «сеток» управления.

Региональный менеджмент есть не только семантический «образ» (термин), а представляет собой логический узел исторического процесса развития общего менеджмента и его распространения на территориальное управление.

В логике «решетки менеджмента заложена продуктивная парадигма понимания, систематизации, обобщения опыта и развития технологий территориального управления, а также обучения региональных управленцев его навыкам, технологиям, процессам.

Существующие схемы управления в регионах складывались историко-эмпирически и спонтанно-бюрократически и не отвечают принципу оптимизации управления.

Критерии рационализации бюрократического аппарата, снимающего его органические недостатки типа «почкование», асимметричной информации и поиска «политической ренты», могут быть выработаны с учетом опыта новейших структур управления, идущих от других разновидностей менеджмента к региональному менеджменту в виде перетока технологий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)