Финансовые потоки и запасы на территории ЮФО

Финансы ЮФО представляют собой совокупность средств, имеющихся у некоторых субъектов рынка. Рассмотрим каждый их них.

В узком смысле — это бюджет региона. Территориальный бюджет — форма образования и использования денежных средств» предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и сводные бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет.

Внебюджетные фонды. До недавнего времени их насчитывалось до 60, но 5-6 из них были важнейшими: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд обеспечения занятости, дорожный фонд.

По оценкам экспертов, общая сумма внебюджетных фондов была сопоставима с бюджетом региона. С 2002 г. часть социальных фондов включена напрямую в бюджетную систему и пополняются за счет единого социального налога.

Финансы предприятий. Сюда можно отнести суммы амортизационного фонда, фонд оплаты труда, прибыль предприятия. Часто под рубрикой «Финансы предприятий» имеют в виду экономическую прибыль, то есть сумму остающуюся за вычетом всех обязательных выплат, на развитие предприятия и дивиденды.

Финансы населения. К ним относят доходы населения, расходы и сбережения. Расходы в значительной части коррелируют с объемом товарооборота и суммой уплаченных налогов. Оценка размеров сбережений – дело статистически трудное и строится на оценках. Кроме того, оно затрудняется наличием теневых доходов.

Трансфертные платежи регионам из центра в рамках бюджетного федерализма плюс различные дотации, субсидии, субвенции, налоговые и другие льготы, компенсации последствий стихийных бедствий.

Финансирование Федеральных целевых программ (ФЦП), в том случае, если ее реализация проходит через данный регион.

Доходы региона от самостоятельной внешнеэкономической деятельности (сальдо ввоза-вывоза за вычетом налогов и таможенных пошлин).

Всякого родa безвозмездная финансовая помощь из-за рубежа, например, по программе TASIS, или различных фондов (например, Сороса) или других коммерческих реципиентов.

Финансы страховых компаний, сборы и выплаты. С некоторой долей условности к финансовой системе региона можно отнести активы банков и других кредитных организаций, сосредотачивающих на депозитах средства предприятий и сбережения населения, сам кредитный портфель банка.

Теневые доходы, циркулирующие в регионе, формируются от бизнеса, от поборов, взяток, финансовых махинаций, хищений собственности, утаивания доходов. Часть теневых доходов носит перераспределительный характер.

Подходя к финансам региона как к целостности, как к агрегированной величине, можно задать вопрос: «Сколько же денег всего в регионе?». К сожалению, ответа на него в официальной статистике найти невозможно.

По нашим оценкам, «финансовая мощь» региона может в итоге составлять 3-4 бюджета, причем, эта сумма сильно дифференцирована у регионов-доноров и регионовреципиентов, у регионов со слабой и сильной налоговой базой, у более и менее криминализированных, у приграничных и внутренних и т.п.

Существует показатель «финансовая обеспеченность региона» в тыс. руб на человека. Она указывает величину доходов региона из сводного финансового баланса (консолидированный бюджет плюс трансферты).

Таблица 6.8 Финансовая обеспеченность региона (тыс. руб./человека)

Финансовые потоки и запасы на территории ЮФО

Как видно из таблицы 6.8, в основном Минэкономики прогнозирует рост финансовой обеспеченности регионов ЮФО, за исключением Адыгеи и Ингушетии.

Интересно
Средний размер финансового обеспечения (см. строку «Российская Федерация») выше, чем любом регионе ЮФО. Это говорит о недостаточной финансовой масштабности округа. К 2002 г. разрыв еще более увеличивается. Ив разы разрыв больше, чем в столице Федерации.

Сам ЮФО вносит налоговые поступления в бюджет России долей в 6,3 %, в то время как только Москва, например, дает 22,5 %. Бюджетную составляющую регионов ЮФО можно проследить по таблице 6.9.

Таблица 6.9 Исполнение бюджетов субъектов Федерации в I полугодии 2001 г. (тыс. руб.)

Финансовые потоки и запасы на территории ЮФО

Как видно из таблицы 6.9, 7 из 13 субъектов ЮФО имеют дефицит бюджета (отрицательное сальдо). Наибольший дефицит имеют 3 субъекта – Ростовская область,
Краснодарский край, Республика Ингушетия.

Бюджетный федерализм — это система межбюджетных взаимоотношений центра и регионов по поводу сбора, распределения, перераспределения и расходования бюджетных ресурсов.

Если эти отношения выходят за рамки узко бюджетных связей, то имеет место финансовый федерализм, одна из самых существенных составляющих федерализма как такового. Представление о структуре бюджетного федерализма дает приведенная ниже схема.

Переход от бюджетного к финансовому федерализму означает привлечение в регион, кроме бюджетных, еще и других средств, рациональное использование всех финансовых ресурсов региона, выработку минимальных социальных стандартов и совершенствование трансфертов.

Финансовые потоки и запасы на территории ЮФО

Один из центральных вопросов — выявление и целевое использование доходов от собственности: амортизации, процента, ренты. Это важные источники инвестиций.

Мобилизация их на нужды регионального развития должна идти по пути совершенствования территориального управления собственностью и улучшения системы долевого участия.

Первое подразумевает продолжение передачи соответствующих объектов федеральной собственности (не исключен и обратный уточняющий процесс) и создание на базе территориальных агентств Мингос имущества сети региональных и местных инвестиционно-холдинговых компаний.

Второе — состоит в том, что в случае строительства и расширения коммерческих объектов местные органы должны подсчитывать дополнительную нагрузку на инфраструктуру и договариваться о компенсации затрат.

Если же региональные субъекты строят новые объекты инфраструктуры, то их стоимость должна ложиться и на бизнес, получающий от этого дополнительный выигрыш (мост, выставочный комплекс, информационный центр и т.п.).

Очевидно, большую роль при этом должны играть торгово-промышленные палаты.

Финансовый федерализм требует своего развития в следующих направлениях:

  • финансирование регионального развития наряду с целевыми программами и в дополнение к ним;
  • целевое использование доходов от собственности, их капитализация в пользу регионов и муниципалитетов;
  • перспективное бюджетное планирование, так как финансирование часто не укладывается в рамки годового бюджета, нужны прогнозы долгосрочного развития регионов и муниципалитетов;
  • формирование (завершение) минимальных социальных стандартов по регионам;
  • развитие системы трансфертов, которые должны не полностью исключать (уравниловка!), а смягчать неравенство в доходах;
  • более четко распределять средства фондов регионального развития (ФФПР и т.п.).

При соблюдении этих требований все финансы региона (предприятий, населения, иностранные) работали бы на экономическое развитие каждого локалитета.

Тем не менее, зависимость регионов от федерального центра усиливается. Так, в 2002 г. доля трансфертов и ФФПР в собственных доходах 20 регионов составляла от 65 % и выше. В том числе 5 из них — республики в составе ЮФО, где доля КИР доходила до 91,3 %; Ингушетии – 86 %, Дагестана – 85,5 %.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)