Этика государственной и муниципальной службы: определение, задачи и связь с другими науками

Этика государственной и муниципальной службы – это наука, изучающая морально-нравственные принципы, нормы, ценности, реализуемые в государственной и муниципальной службе.

Раскроем основополагающие задачи этики государственной и муниципальной службы:

  • определение места и роли морали в сфере государственного и муниципального управления;
  • определение места и роли руководителя в формировании здоровой нравственной атмосферы в коллективе;
  • оценка уровня моральных качеств должностных лиц;
  • разработка эффективных механизмов реализации этических требований в деятельности государственных и муниципальных служащих.

Этика государственной и муниципальной службы имеет связи с рядом наук – это мировая история и культурология, социология и политология, но базовой наукой является философия. Поэтому рассмотрим этику в философском контексте.

Этика – это философская наука, изучающая особую сторону человеческого бытия – нравственность. Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «этос», понимаемого вначале как «место проживания», затем как «порядок», «обычай», еще позже как «нрав».

Выделенные смыслы слова «это» не противоречат друг другу, указывая на связь между средой проживания, кругом общения и характером человека. Впервые термин «этика» (в смысле «нрав») ввел Аристотель (4 в. до н.э.). для него это некая сумма знаний и поучений, касающихся духовных качеств человека. В научном обиходе понятие «этика» закрепляют стоики (с 3 в. до н.э.), они стали считать ее (наряду с физикой и логикой) одной из трех частей философии.

Понятие «мораль» является калькой понятия «этика». Латинское слово «мос» (mos) – смысловой аналог слова «этос». Во множественном числе «мос» звучит как «морэ» (mores). В таком виде оно и было использовано оратором Цицероном (1 в. до н.э.) при переводе аристотелевских текстов.

Слова «этика» и «мораль» входят во многие современные языки. В русском с 18 в. таковым является термин «нравственность». В рамках научного знания эти слова имеют разный смысл. Под понятием «этика» обычно подразумевается теоретическое знание (наука). Под понятиями «мораль» и «нравственность» – изучаемый этой наукой предмет, особая форма общественного сознания или человеческой деятельности.

Этические категории – это основные понятия научного аппарата этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы нравственности.

Особенностью категорий этики является то, что многие из них есть слова обыденного языка, например, «свобода», «добро», «счастье». «Знаковым» понятие этики является категория Добра. С ее помощью выражается положительная нравственная характеристика того или иного явления. Противоположно ей, выражающее отрицательную нравственную оценку, – понятие Зла. Положительные или отрицательные характеристики даются исходя из определенных нравственных представлений.

В современной этике Добро и Зло – это нравственные оценки того или иного явления. Они находятся в зависимости от общественной практики человека. Однако ранее Добро и Зло воспринимались людьми в качестве реальных сущностей: Бог, Дьявол.

Интересно
К понятию Добра очень близко понятие нравственного идеала. Идеал – это некий высший образец, конечная цель нравственной деятельности. Этический идеал можно представить как совершенную личность, служащую примером для подражания. Важную роль играет понятие справедливости, характеризующее меру соответствия между деятельностью человека и ее оценкой другими людьми, обществом.

Идеалы, являющиеся важными элементами в структуре нравственной деятельности человека, наполняют ее жизнь смыслом. В этом случае каждый конкретный поступок осознан, соотнесен с общими ценностями, т.е. нравственно значимыми представлениями, встроен в общую стратегию поведения.

С понятием идеала тесно связано понятие нравственной нормы. Чтобы соответствовать выбранному образцу, человек должен соблюдать определенные условия. Норма и есть такое условие, своеобразное требование к человеку.

Нормы могут быть восприняты человеком как оптимально соответствующие его ценностным установкам, а следовательно, необходимые, и в таком качестве стать внутренним побуждением.

В этом случае соблюдение нормы становится долгом, т.е. личной задачей человека, его обязанностью.

Долг – это нравственная форма осознания необходимости действия.

Осознание долга играет важную роль в личной и общественной жизни. Способность человека понимать, критически оценивать и эмоционально переживать несоответствие своего поведения характеризуется понятием совесть.

Совесть – это своеобразный нравственно-психологический механизм самоконтроля. Ответственность за свои поступки есть главная характеристика личности.

Сложность и противоречивость общественного бытия проявляется в наличии множества идеалов и соответственно стратегий поведения. Предпочтение человеком одного нравственного стандарта другому фиксируется в понятии выбора.

Возможность выбора указывает на важнейшую характеристику человеческого бытия – свободу воли. Категория свободы является ключевой в этике, так как нравственная реальность основывается на способности человека к самостоятельным поступкам. Совершенное под принуждением деяние не может считаться ни добрым, ни злым. Оно вообще вне сферы нравственности. В результате за вынужденный поступок человек фактически не несет никакой моральной ответственности. И, наоборот, за свободно совершенное действие он ответствен в полной мере. Другими словами, свобода есть неотъемлемое качество субъекта нравственности.

Каждая категория этики отражает определенную сторону нравственности, а в целом категориальный аппарат – реальное нравственное бытие человека, его сложность, иерархичность. Поэтому каждая категория не существует сама по себе, а находится во взаимосвязи с другими.

Предмет изучения этики – нравственность. Нравственность можно определить как особый духовно-практический, а именно ценностный способ освоения мира; деятельность, обусловленную мировоззрением.

Мировоззрение человека формируется прежде всего обществом, поэтому истоки нравственности следует искать в отношениях между людьми. Человек – существо социальное. Совместная жизнедеятельность людей требует различных способов регуляции их поведения, что явилось причиной возникновения и развития религии, права и т.д. Нравственность – один из таких регулятивов, который определяет поведение людей с помощью представлений о ценном (идеалах, принципах, нормах и т.д.) и должном (обязанностях, ответственности и т.д.).

Мир нравственных явлений разнообразен.

В целях систематизации выделяются такие элементы:

  • нравственное сознание (общественное и индивидуальное);
  • нравственная практика;
  • нравственные отношения.

Нравственное сознание

Особенность этого сознания состоит в восприятии всякого явления с точки зрения его ценности. Главная задача заключается не в объяснении явления, не в раскрытии его причины, а в его оценке. Ценностное отношение к действительности – важная характеристика нравственного сознания.

Нравственное сознание реализуется в двух формах: общественной и индивидуальной. Общественное сознание является элементом социальной жизни. В нем аккумулирован и систематизирован нравственный опыт многочисленных поколений, позволяющий влиять на представления и поведение отдельного человека.

В общественном нравственном сознании можно выделить два уровня – обыденный и теоретический. Первый являет собой «житейскую мудрость» и «здравый смысл» – повседневные суждения и оценки, непосредственно связанные с жизнью людей. Второй уровень – теоретический – характеризуется большей четкостью, системностью, рациональностью. На этом уровне решаются так называемые «смысложизненные» вопросы человеческого бытия.

Индивидуальное нравственное сознание рефлексивно, относится к внутреннему миру человека и состоит из нескольких компонентов:

  • рационального компонента, т.е. системы определенных понятий, в которой выражается мировоззрение личности, те или иные нравственные представления. Базовым элементом этой системы является требование (норма). Кроме него в рациональную структуру индивидуального нравственного сознания входят воспринятые в качестве личных идеалы, оценки, принципы, установки, представления о моральных качествах, о добре и зле и т.д.;
  • эмоционального компонента, т.е. совокупности нравственных переживаний человека. В качестве социально-психологического механизма самоконтроля выступают особые контролирующие переживания – совесть и стыд. Важную роль в нравственной жизни человека играет чувство достоинства (чести), отражающее моральную самоценность личности;
  • волевого компонента, благодаря которому субъективный нравственный мотив реализуется в действии, зачастую вопреки давлению объективных обстоятельств.

Нравственная практика.

Нравственная практика является объективацией морального сознания. Базовый элемент практики – поступок.

Его структура выглядит следующим образом:

  • замысел (намерение или постановка цели);
  • мотивация (т.е. внутреннее (субъективное) обоснование замысла);
  • выбор (поиск адекватных намеченной цели средств);
  • принятие решения (готовность реализовать замысел);
  • действие.

Ряд поступков, реализующих стратегическую нравственную установку, составляет линию поведения человека.

Нравственные отношения

Совокупность зависимостей и связей, которые возникают в процессе нравственной практики, называется нравственными отношениями. Они складываются между людьми все зависимости от сферы деятельности (профессиональной, семейной и т.д.) и ее уровня (личностного, группового и т.д.)

Нравственные отношения можно классифицировать:

  • по содержанию. Оно определяется обязанностями человека в той или иной сфере деятельности; например, профессиональные обязанности акцентируют внимание на отношении к труду, гражданские обязанности – на патриотизме и т.д.;
  • по характеру требовательности (императивности). Она зависит от того, как выражено нравственное требование, например, в виде нормы или в виде указания авторитета;
  • по характеру связи. Это может быть оценка поступка (применение санкций, т.е. нравственный способ осуждения поступков) – подать пример, вступить в соревнование и т.д.

Нравственные отношения находят отражение в понятиях морального сознания, тем самым влияя на поведение человека.
Нравственность характеризуется специфическими качествами. Их содержание можно рассмотреть на примере знаменитого «золотого правила» – универсального правила нравственного поведения, сформулированного еще на заре человеческой цивилизации и, с небольшими вариациями, воспроизводящегося у разных народов. Звучит оно так: не делай другим того, чего не желаешь себе. Сразу обращает внимание повелительность (императивность) правила, свойственная всем нравственным нормам. Нравственная норма – это всегда требование.

Характерной чертой «золотого правила» является его общечеловеческая значимость. Для него нет исключений. Адресатом требования является каждый человек независимо от его социального или финансового положения, прошлых заслуг и т.д.

Причем (и это еще одна важная черта нравственного требования) выполнение того или иного предписания – дело сугубо добровольное, личное.

Еще одно специфичное свойство нравственности – анонимность (или противоречивость).

С одной стороны, нормы морали требуют от человека личной заинтересованности, своеобразного бескорыстия в их выполнении.

С другой – соблюдение этих норм способствует улучшению адаптации в коллективе (в этом регулятивный смысл нравственности), т.е. приносит определенные выгоды.

По этому поводу немецкий философ Шопенгауэр заметил, что суть правила «не делай другим того, чего себе не желаешь» – в циничном выражении «ты мне, я тебе».

Главные свойства морали:

  1. Императивность. Нормы нравственности всегда формулируются в повелительном наклонении (например, «не лги», «не убий» и т.д.).
  2. Универсальность. Требования нравственности неизменны в любой сфере человеческого бытия, не локализуются ни ситуативно, ни во времени.
  3. Общезначимость. Нравственные предписания распространяются на всех людей без исключения. Для нравственности неприемлема избирательность в оценках происходящего (например, «двойная» мораль). За рамки нравственного поля человека не выводят ни прошлые заслуги, ни происхождение, ни финансовое положение.
  4. Антиномичность. Противоречивость утверждений о необходимости делать добро, потому что это выгодно (целесообразно), и о том, что добро должно быть бескорыстным; или требование «не убий» и одновременно представление о воинском долге. Причин антиномичности морали много. Главная заключается в том, что нравственность, отражая динамику человеческого бытия, развивается сама, и это развитие – сложный диалектический процесс, который включает и архаичные представления о должном, и совсем новые, перспективные требования здравого смысла и этические максимы.
  5. Внеинституциональность. Нравственность в отличие от других форм общественного сознания, социально не структурирована. Ее нормы не фиксируются в специальных документах, не обеспечиваются мерами принуждения с помощью специального аппарата, не контролируются должностными лицами в особых учреждениях. Нормы нравственности поддерживаются силой общественного мнения или личной убежденностью человека, носят неофициальный характер. Их нарушение не наказывается, но приводит к применению моральной санкции в форме осуждения.

Будучи явлением социальной и духовной жизни, нравственность выполняет рад важных функций:

  • регулятивная функция. Нравственность с помощью ценностного подхода к человеческой деятельности гармонизирует и оптимизирует отношения между людьми на основе общих идеалов, принципов поведения и т.д.;
  • познавательная функция. Вступая в нравственные отношения, человек знакомится со всем многообразием культурного опыта, накопленного человечеством, получает особое нравственное знание;
  • воспитательная функция. Нравственное знание является важным условием формирования личности, приобщения ее к высшим ценностям. Нравственность придает всякой конкретной деятельности общечеловеческий смысл;
  • оценочная, или ценностно-ориентирующая функция. Исходя из нравственных представлений, человек постоянно сравнивает реальное с идеальным, сущее с должным. Это позволяет ему корректировать свое поведение, определять вектор своего духовного развития.

Функции нравственности совпадают с функциями этики как нравственной теории.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)