Эстетические принципы составления программы

При чрезвычайной дифференцированности видов в современном спорте и массовом интересе к соревнованиям составление их программ является делом весьма сложным и ответственным. Оно требует и специальной организации и специальных знаний.

Интересно
Известно, к примеру, какие огромные сложности возникают при составлении программ таких важных, значительных соревнований, как Олимпийские игры, Универсиады, Спартакиады и др. Организаторам необходимо построить программу так, чтобы зрители могли увидеть все, по крайней мере, самые важные и интересные ее номера, и чтобы различные виды спорта были представлены в этих программах в наиболее выгодных для них условиях места и времени. Необходимо также определить (может быть, это и есть наиболее сложное) сам порядок соревнований, т. е. этапы, моменты, фазы состязания и их соотношение, ибо в противном случае образуется хаос, нагромождение отдельных эпизодов, в котором трудно будет ориентироваться и участникам, и зрителям.

А, следовательно, соревнования сильно проиграют и в своей зрелищности. Все это относится и к организации различных турниров, чемпионатов, развертывающиеся в течение определенного сезона. Так, календарь футбольных и хоккейных матчей первенства СССР в течение ряда лет вызывал частые и справедливые упреки не только с точки зрения спортивно–технической, но и с точки зрения зрителей. Они были недовольны неравномерностью распределения туров, длительными перерывами, постоянным перенесением сроков игр, поскольку все это снижало не только техническую, но и зрелищную сторону этих состязаний.

Зрелищность спорта возникает на основе объективно действующих законов композиции спортивной борьбы независимо от того, борьба ли это с противником или борьба с предельным весом, высотой, скоростью.

Закон спорта – «побеждай или уступи сильнейшему».

Именно перипетии борьбы, ее далеко не формальная логика, ее остросюжетный характер составляют сущность композиционной структуры спорта и основу ее зрелищности.

Композиция спортивного действия имеет своими непосредственными предпосылками стратегические и тактические планы, которые предварительно разрабатываются спортсменами и тренерами.

Эти планы предусматривают основные линии поведения и основные приемы, равно как и технику их проведения для достижения определенного игрового результата, который далеко не всегда означает непосредственный выигрыш.

Известна схема построения спортивных действий: разведка, нейтрализация противника, проведение отработанного и высокорезультативного приема. И, пожалуй, только наиболее полная и насыщенная активным действием развертка этой схемы создает наиболее зрелищные спортивные коллизии. Каждый из ее элементов имеет свою собственную логику, свою собственную, так сказать, пространственно–временную структуру, которые различны, конечно, в различных видах спорта, но имеют и некоторые общие моменты.

Можно привести сколько угодно примеров, когда установками тренеров или волею случая в спортивном состязании доминирующее значение приобретает лишь один из элементов этой схемы и тогда не только снижается зрелищный интерес, но, что может быть еще важнее, тормозится, и часто весьма ощутимо, развитие самого вида спорта. Достаточно известно также, как отрицательно сказывается на спортивном состязании растянутость фазы разведки. Будь–то в футболе, боксе, волейболе или шахматах, если действия спортсменов чрезмерно осторожны, и выжидательны, зрелищность борьбы резко снижается.

Кульминационная точка спортивной борьбы – достижение победы, высокого, результата – очень специфична в различных видах спорта.

В одних – победа достигается единовременным актом, часто почти ускользающим от восприятия, настолько он мгновенен: удар, укол, прыжок.

В других она выводится из сравнения: прыжки в воду, на батуте, гимнастика и т. п.

В зависимости от этих особенностей композиционный момент в спорте приобретает различную значимость. В одних случаях он действует и проявляется стихийно и не сказывается на результате прямо, в других – результат прямо и непосредственно зависит от композиционной целостности и завершенности действия.

Многие виды современного спорта не только нуждаются в своей композиционной организации, но попросту не могут вне ее существовать. И здесь ее законы следует знать с такой же необходимостью, как законы музыкальной или живописной композиции при обращении с материалом искусства. Эти законы важно учитывать и при составлении спортивных программ.

Первое эстетическое требование к составлению этих программ – четкое определение ее основных этапов и обеспечение логических переходов от одного этапа к другому.

Программа спортивного зрелища должна быть построена также по таким принципам, которые бы гарантировали сохранение и развитие спортивной формы участников соревнований и учитывали законы зрительского восприятия.

Наиболее важные ответственные моменты должны– быть акцентированы, соответствующим образом обставлены.

Интересно
К этим этапам соревнований зритель должен быть подготовлен, подведен к ним, чтобы воспринимать их с определенным настроем и повышенным вниманием. Именно так делают, например, в фигурном катании, выпуская на лед спортсменов по порядку занимаемых мест. Это имеет ту положительную сторону, что внимание зрителей постоянно возрастает, хотя нельзя и не заметить, что такой порядок несколько снижает самостоятельность зрительской оценки.

Умение предвидеть узловые моменты спортивных событий и на этом основании создавать для них оптимальные условия – важнейшее требование современного спорта. Проблема зрелищности спортивных программ особенно остро встала с развитием телевидения, которое вплотную столкнулось с необходимостью операторской и режиссерской организации исключительного многообразия спортивного, материала.

Телевидению многие виды спорта обязаны и своей популярностью, а следовательно, во многом и своим успешным развитием: хоккей, фигурное катание, ручной мяч и др. Именно телевизионная камера открыла для миллионов зрителей красоту полета лыжника–прыгуна, захватывающую остросюжетность слаломной трассы, драматизм марафонского бега.

Но телевизионная камера, популяризируя спорт, привела на стадион и нового зрителя, который уже привык (или приучен) к тому, что центральные события от него не должны ускользнуть.

Тем более велика ответственность организаторов за такое построение программы (представление старта, финиша, определение победителей, создание знаковой системы и т. д.), чтобы зритель действительно свободно ориентировался в происходящих спортивных событиях. Здесь мы сталкиваемся с определенным поворотом проблемы современной визуальной культуры.

Достаточно ясно, что ее решение невозможно без специального анализа законов эстетической зрелищности, эстетической организации среды и коммуникационных процессов. Здесь развитие спорта требует пристального внимания к себе со стороны художественного проектирования и производственной эстетики, о которых речь пойдет ниже.

Особое положение в составлении спортивных программ занимают моменты торжественного открытия и закрытия соревнований, награждения победителей. Эти моменты должны быть красочными и впечатляющими, так как они имеют и важное пропагандистское, нравственное значение. Это особенно наглядно проявляется в ходе спортивных праздников, которые, как правило, имеют определенную идейно–тематическую направленность.

Так, при открытии Спартакиад народов СССР композиция спортивного представления четко выражает идею единства, дружбы народов Советской страны, жизнеутверждающее, оптимистическое мировоззрение советских людей.

Заключительный апофеоз Спартакиады Вооруженных Сил имел своей идеей показать Советскую Армию как надежный оплот мира. Показательные выступления имели форму военных действий (передвижение частей, техники, имитация боя), но выехавшие на поле ракеты взорвались не дымом и пламенем, а яркими букетами цветов в руках у юных спортсменов. Существенным шагом в художественных решениях спортивного праздника были торжества XXII Олимпиады в Москве (1980).

Интересно
Главные и принципиальные моменты открытия и закрытия Олимпийских игр, как известно, определены Олимпийской хартией, где перечислены основные обряды и ритуалы. Режиссеры и художники церемониалов XXII Игр (Б. Н. Петров, Р. Л. Казачек) нашли органическое сочетание классических традиций Олимпиад с традициями русского народного карнавала и традициями советской многонациональной культуры. Так, при открытии Игр получила четкое и яркое выражение идея интернационализма, идея дружбы народов, мира и братства людей доброй воли.

Олимпийский девиз «Выше, быстрее, сильнее» получил образное выражение в массовых гимнастических выступлениях. Причем для всех этих действий было характерно переплетение спортивного и художественного: любые выступления мастеров искусства (будь–то балет или цирк) поддерживались спортсменами. В одних случаях они создавали фон, в других – непосредственно участвовали в выступлении.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)