Спорт и театр

К. Градополов в своей книге вспоминает один из боев, который он смотрел вместе с артистом МХАТа В. О. Станицыным. На ринге проходила схватка довольно неуклюжих тяжеловесов.

Глядя на их возню, Станицын заметил, что не следует показывать публике бесталанных бойцов, и заговорил о зрелищных требованиях театра, отметив, что установившиеся зрелищные законы имеют для спорта то же значение, что и для театра.

Наверное, опытный актер прав, утверждая существование общих принципов зрелищности. И спортсмена в определенной степени действительно можно сравнивать с актером; как это делает, например, мастер спорта Т. Любецкая, отмечая, что их «объединяют такие понятия, как зрелище, публика, эмоциональный и творческий всплеск, этическое и эстетическое влияние на умы и нравы поколения, высшая концентрация жизненных коллизий».

В какой–то мере прав и Ю. П. Власов, также отмечающий некоторое сходство спорта с театром: «Наслаждение спортивной борьбой, единоборством характеров и тактических замыслов влечет к спорту миллионы людей. Отнимите у фут-бола, хоккея или бокса остроту борьбы – и эти виды утратят свое эстетическое воздействие на зрителей. Но есть еще одна сторона эстетического наслаждения спортивной борьбой, о которой нередко забывают спортсмены.

Соревнование – это спортивное зрелище. На стадионах и в спортивных залах независимо от желания выступающих автоматически вступают в действие вековые законы театра: умение вести себя на публике, умение установить с нею контакт и подчинить своему таланту».

Все это так. Однако, подчеркивая эту общность спорта и театра (искусства вообще), не следует забывать об их весьма существенном различии.

Интересно
Это совершенно справедливо отмечает народная артистка СССР Т. И. Шмыга. По ее мнению есть нечто общее между театром и спортом, во–первых, в наше время театральные и спортивные выступления стали массовыми зрелищами (в чем несомненна заслуга телевидения), во–вторых, их объединяет непредсказуемость. Зрители приходят на стадион и не знают, какой результат покажет сегодня тот или иной спортсмен, какая команда выиграет.

Когда мы сидим в театральном зале и в который раз смотрим одну и ту же пьесу, то не знаем, что нас ждет: как данный театр прочтет эту пьесу, как тот или иной актер сыграет давно знакомого нам героя. Далее, настоящий спортсмен не выступает кое–как, с прохладцей. Так и большой артист. Однако есть и принципиальная разница между театром (искусством, вообще) и спортом.

«Суть спорта – соревнование. Искусство, как известно, один из способов отражения действительности в художественных образах».

Именно потому, что в спорте в отличие от театра главное – соревнование, и сама зрелищная сторона спорта организуется иначе, нежели в театре. Кроме общих с театром принципов зрелищности, спорт имеет свои собственные, выходящие за пределы театральных, и, что, пожалуй, главное, подчиняющие их себе. Сам спорт не совсем театрален. Он – не отражение жизни, а сама жизнь. Условны правила игры, условны признаки победы, но сама спортивная борьба не условна. И эта борьба складывается не по законам драматургии. Другое дело, что она обладает собственным драматизмом, драматизмом ситуаций, возникающих в ходе этой борьбы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)