Возможность использования спорта для воздействия на эстетическое развитие личности

Эти вопросы тем более правомерны, что до сих пор не только в повседневной жизни, но и в научной литературе, в практике педагогической работы нередко высказывается весьма негативное отношение к эстетической значимости спорта, по крайней мере, отдельных его видов.

Так, например, недавно проведенный опрос преподавателей, ведущих занятия по боксу со студентами Москвы и Московской области, показал, что большинство из них не видят в боксе возможностей для эстетического развития личности, да и сам процесс эстетического воспитания понимают весьма односторонне.

У многих из них обнаружилось отсутствие четких и глубоких представлений о целях и задачах эстетического воспитания в боксе.

Около трети опрошенных преподавателей все задачи эстетического воспитания сводили к красивому внешнему виду спортсменов, а 40% – к формированию красоты движений. Никто из них не связал эстетического воспитания с этическим, творческим отношением к учебно-тренировочному процессу и т. д.

Внимательный анализ спорта во всем многообразии его видов показывает, однако, что на самом деле все они предоставляют воспитателю огромные возможности для эстетического развития личности, для воспитания способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное. Это связано прежде всего с тем, что человек, занимающийся спортом, наблюдающий за ним, постоянно сталкивается с различными проявлениями прекрасного и других эстетических ценностей. Особенно яркими и выразительными в этом плане являются спортивные праздники и парады.

Их эстетическое воздействие на зрителей, по–видимому, не уступает впечатлению от таких произведений искусства, как спектакль или балет. В силу того, что в спорте в самых разнообразных формах выступает эстетическая деятельность, он предоставляет огромные возможности для приобщения человека к этой деятельности, выработки соответствующих умений, навыков, способностей.

Спорт – неиссякаемый источник эмоций и переживаний. Они весьма разнообразны: здесь и чувство «мышечной радости», и наслаждение мастерством спортсмена, красотой движений тела, и переживания, связанные с победой или поражением, расставанием со спортом, и т. д.

На наш взгляд, необходимо отличать гедонистические эмоции– эмоции радости (вызываемые, например, радостью победы любимой команды, забитым голом и т. п.)–от собственно эстетических эмоций, возникающих в спорте. Отличие это существенно еще и потому, что в теории и практике физической культуры и спорта в настоящее время нет ясного понимания эстетической стороны этой деятельности, что затрудняет процесс эстетического воспитания, поскольку само содержание цели воспитания здесь определено не четко. Эстетическое переживание в спорте имеет ряд оснований.

Существенный источник эстетических эмоций и переживаний – созерцание различных проявлений прекрасного в спорте и участие в различных формах эстетической деятельности, связанных с ним.

Эстетические переживания в спорте связаны и с его игровым характером.

Интересно
Игра всегда имеет активно–творческий характер и всегда предельно насыщена в эмоциональном отношении. Источником эстетических переживаний служат и связанные со спортом чувства сопереживания и сопричастности. В их основе лежит тождественность действия психофизиологических механизмов у участников спортивных соревнований и зрителей, а также психологическое отождествление зрителя со спортсменом.

Зритель как бы ставит себя на место спортсмена и сопереживает вместе с ним перипетии спортивной борьбы. Это чувство «сопереживания» способно духовно возвысить человека, заставить его почувствовать себя свободнее.

В связи с этим можно вспомнить слова К. Маркса, который писал: «…Видя бесстрашного акробата… мы забываем о себе, чувствуем, что мы как бы возвышаемся над собой… и дышим свободнее».

У зрителя возникает состояние, близкое к катарсису, когда человек преодолевает эгоистические, узкоутилитарные интересы и живет интересами социальной общности, поднимаясь к прекрасному и возвышенному.

Как известно, еще в древности катарктическое действие приписывалось ряду форм человеческой деятельности – от гимнастики до логического познания. Согласно марксистско–ленинской эстетике, катарктический эффект достигается за счет смены эмоциональных состоявши и так называемой «динамизации» эмоционально–ценностной сферы личности.

Смысл этой динамизации, как показал Г. X. Шингаров, заключается в том, что внешние воздействия увеличивают и усиливают те эмоции и чувства человека, воспринимающего их, которые до поры оставались как бы в тени, не имели выхода и применения, не осознавались, а иногда воспринимались даже как чужеродные.

Процесс зрительского восприятия как бы выявляет, доводит до сознания эти эмоциональные состояния.

Катарктический эффект может быть достигнут и за счет структурной реорганизации чувств и эмоций зрителей. Перипетии спортивной борьбы, вызывая эмоциональные реакции у зрителей, способны и организовать эти реакции непривычным необычным, неожиданным для данной личности образом. В результате зритель испытывает необычные ощущения, прилив новых сил, творческую активность.

Поэтому при определенной направленности развития спортивная деятельность может привести к активизации психических сил зрителей, творческому подъему, восприятию гармонии человеческой деятельности и личности.

Таким образом, наблюдение за спортивным зрелищем, обладающим всеми качествами эстетически прекрасного явления, занятия спортом и связанное с этим не только созерцание его эстетических ценностей, но и активное, творческое участие в разнообразных формах эстетической деятельности по их созданию – все это помогает приобщить человека к миру эстетических явлений, развить у него эстетические способности во всем многообразии их проявлений – от способности чувствовать и переживать красоту, испытывать эстетическое наслаждение, давать правильную эстетическую оценку, до способности творить и действовать по законам красоты и высокой нравственности.

Народный артист СССР Б. Чирков и кинодраматург Д. Полонский писали, что современный спорт «взял на себя часть огромной ответственности за воспитание человека, «конструирование» личности–нравственности, доброты, честности, товарищества. И здесь у спорта может быть не меньше возможностей, чем у просвещения и искусства».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)