Соотношение спорта и искусства

В свое время еще Гегель проводил аналогию между формированием тела человека при помощи физических упражнений и художественным творчеством.

Гармонически развитое тело человека. он сравнивал с художественным произведением, отмечая, в частности, что борцы в Греции умели «давать в лице своего прекрасно развитого благодаря упражнению тела как бы живое художественное произведение».

Если у Гегеля отождествление спорта с искусством выражено весьма мягко благодаря слову «как бы», то в настоящее время весьма многие проводят такой подход гораздо более «жестко».

Так, например, известный балетмейстер К. Я. Голейзовский на страницах журнала «Театр» прямо утверждает, что спорт без всякого сомнения является искусством. Конечно, может быть такая категоричность объясняется полемическим азартом, но факт остается фактом. Четко и недвусмысленно заявлено о тождественности спорта и искусства.

И такое мнение довольно часто высказывается на страницах печати. Иногда оно проявляется в виде утверждения о том, что какой–либо вид спорта тождествен искусству. Так, например, президент ФИФА Жоао Авеланж заявил в одном из своих интервью, что, по его мнению, «футбол – это искусство».

Французский ученый Г. Пуре специально посвятил свой доклад на 10–й сессии МОА в Афинах доказательству положения о том, что спорт является искусством, причем, по его мнению, изобразительным искусством. При этом в качестве аргумента он использовал ссылку на то, что в спорте с необыкновенной силой проявляется прекрасное, возвышенное и драматическое, что здесь создается гармония и др.

Точка зрения, согласно которой спорт функционирует и развивается по законам и принципам искусства, выполняет его функции, является видом искусства, вызывает много возражений. Иногда высказывается и промежуточная точка зрения. Считают, что одни виды спорта – так называемые «художественные» – являются искусством, а другие – «нехудожественные» не принадлежат к сфере искусства.

Если это действительно так, значит виды спорта не имеют внутреннего необходимого единства, не имеют общей, определяющей специфичность именно этой сферы человеческой деятельности логики развития. Дискуссия о связи спорта и искусства или о спорте как искусстве оживляется время от времени и всякий раз материал для нее дают незаурядные, определяющие, целую эпоху в том или ином виде спорта выступления выдающихся мастеров.

Интересно
Связь эта, несомненно, существует и исследование ее вполне правомерно. Однако для ее понимания не менее важно провести и по возможности строгое отграничение одного явления от другого. Упомянутая дискуссия главной своей проблемой имеет художественное начало в спорте и в искусстве. И сущность спора, на наш взгляд, может быть сведена к вопросу о том, возможна ли художественная образность в спортивном действии вообще и можно ли в этом плане выразительность движений рассматривать как проявление этой художественной образности в спорте.

На первый взгляд, особенно при обращении к таким видам спорта, как художественная гимнастика, фигурное катание, вольные упражнения и др., однозначное и положительное решение данного вопроса представляется несомненным. Создастся впечатление, что в лучших своих программах спортсмены создают яркие и запоминающиеся художественные образы, аналогичные тем, которые являются непременным, атрибутом произведений искусства. Но действительно ли это так? Как известно, художественно–образное отражение действительности в искусстве – это отражение ее в виде прямых конкретно–чувственных и чувственно–воспринимаемых образов.

Художественный образ отражает типичное, общее, но отражает через индивидуальное, т. е. через совокупность качеств, свойств, черт, которые характерны только для данного явления, данного человека.

Вместе с тем всякий художественный образ не только раскрывает сущность отражаемого явления, но и передает идейно–эмоциональное отношение художника к нему. В связи с обсуждаемым вопросом важно подчеркнуть, что в художественных образах осуществляется, во–первых, определенное осмысление действительности (отличное от других его форм, например, от научно–теоретического, но все–таки осмысление) и, во–вторых, эти образы выступают для человека не как «сама реальность, а как ее идеальная реконструкция, как «модель», активно соотносимая с оригиналом».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)