Методика эстетического воспитания в спорте

В современной педагогике выработаны различные методы, облегчающие решение данной задачи. Н. С. Бервинова относят к ним, например, метод эстетически обогащенного слова, артистического показа, их сочетания, а также метод практического приучения к творческим проявлениям в двигательной деятельности.

Под методом эстетически обогащенного слова понимается метод словесного разъяснения эстетической значимости внешнего облика, красоты двигательной деятельности, поступков человека.

Этот метод предполагает использование эстетических характеристик, разнообразных указаний эстетического характера, эстетического описания, объяснений прекрасного, эстетических оценок с указанием путей эстетического совершенствования, а также творческое использование экспрессивных возможностей слова (интонации словесных обращений, размерности и ритмичности языковых фраз, их мелодичности, эмоциональной подвижности, звуковой яркости и др.).

Артистический показ предполагает не просто словесное разъяснение признаков прекрасного, но и показ эстетически совершенного движения.

Он должен отличаться техническим совершенством, точностью, легкостью, свободой, согласованностью и ритмичностью движений, а вместе с тем должен быть выразительным, отражать эмоциональный настрой исполнителя и оставлять впечатление прочувственности движений.

В этих целях правомерно использовать различные вспомогательные действия в виде жестов, имитационных движений, которые способствуют активизации эстетического восприятия. Возможно применение и разных сочетаний метода эстетически обогащенного слова и метода артистического показа.

Интересно
Наиболее важное значение, по мнению упомянутых ученых и педагогов, имеет, однако, метод практического приучения к творческим проявлениям в двигательной деятельности, который предполагает многократное повторение и закрепление установленных заданий и требований, обеспечивающих накопление положительного эстетического опыта, формирование и закрепление устойчивых эстетически значимых двигательных навыков. Эффективность всех упомянутых методов была подтверждена, в частности, в процессе эстетического воспитания студентов на занятиях по гимнастике.

Определенная методика эстетического воспитания в ходе спортивной работы со школьниками была разработана А. П. Родионовым. Она включала в себя такие средства и методы эстетического воздействия, направленные на формирование у школьников правильного эстетического идеала, четких эстетических представлений и вкусов, как эстетическое сравнение; образное объяснение и эстетическая оценка; практическое приучение к эстетически оправданным движениям, поведению, к творческому выполнению задач, поставленных тренером; эстетическое самовоспитание и др.

Эффективность методики в последующем была подтверждена и в процессе занятий по боксу со студентами .

Мастерство воспитателя, его умение, раскрыть красоту вида спорта, создать на занятиях соответствующую эстетическую обстановку, научить своих учеников творить в спорте по законам красоты играет решающую роль в эстетическом воспитании.

В. В. Гориневский сравнивал воспитателя с тем ваятелем живого тела, в воображении которого живут замечательные образцы человеческих форм. Нередко при характеристике роли эстетических ценностей спорта ограничиваются только указанием, на их значение как фактора зрелищности спорта и средства эстетического воспитания, т. е. признают только их как бы «внешнюю» значимость для спорта.

Такой подход нам представляется весьма ограниченным, поскольку не учитывает важного значения эстетических ценностей спорта для самого спорта.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)