Культивирование безобразного в буржуазном спорте

Культивирование безобразного в буржуазном спорте имеет два главных истока: превращение спорта в область большого бизнеса и превращение спорта в буржуазном спорте в средство проведения политических устремлений буржуазии.

В первом случае вступают в силу и действуют в сфере спорта известные принципы спроса– предложения, которые диктуют эксплуатацию грубых, низменных вкусов, чувств и потребностей, все более интенсивное искусственное их стимулирование.

В таких условиях спорт быстро профессионализируется, превращаясь в более или менее откровенное зрелищное коммерческое предприятие, ориентирующееся на удовлетворение потребительских интересов буржуазного обывателя. Здесь начинают действовать те же законы, что и в массовом буржуазном производстве: стандарт, поток, качество, рассчитанное на кратковременное пользование, низкий эстетический уровень и фальсифицированная система ценностей.

Именно эти особенности буржуазного производства, имеющие своей целью потребление, а не человеческую личность, и приводят, в конечном счете, к утверждению безобразного как эстетической нормы, ибо они ориентированы на частичное, ограниченное, биологически–чувственное в человеке.

Отрицательные стороны капиталистического разделения труда и профессионализации давно известны. Но в отношении к спорту они приобретают особенно выраженный характер как одностороннее развитие телесных, физических, качеств в ущерб и в прямой противоположности духовному, нравственному развитию человека.

Культивируются такие «спортивные» состязания, как профессиональный бокс, женская борьба, кэтч, перекатывание горошины носом и т. п. В них так же может быть и совершенная координация движений, и отточенная техника. Но они отрицают в человеке все человеческое, уничтожают в нем, по сути дела, самого человека, превращают его просто в хорошо тренированное животное.

Интересно
В силу наличия в подобном «спорте» элементов, входящих в структуру подлинных эстетических ценностей – техники, ритма, пропорциональности, функциональной выразительности и др. – его феномены как раз и могут быть эстетизированы и навязаны обществу как «прекрасные». В этом плане в буржуазном спорте проявляются, собственно, те же тенденция, что и в современном авангардистском искусстве – происходит разрушение целостного явления и составляющим его элементам искусственно придается самостоятельная эстетическая или художественная значимость. Такая эстетическая ориентация буржуазного спорта тесно связана и с его нравственно–ценностной направленностью. Основания последней довольно явственно различимы.

Поскольку насилие является фундаментом всей структуры буржуазного общества, естественно, что именно сила во всех своих проявлениях оказывается и высшей ценностью буржуазного спорта. В этом плане спорт и спортивность, спортивная победа как торжество силы, как демонстрация превосходства и процветания оказываются трудно переоценимой находкой для капиталистического общества. В спорте, понимаемом таким образом, демонстрируется превосходство одного человека над другим, превосходство бесспорное, однозначное и абсолютное, в самой простой своей форме, прежде всего как физическое превосходство.

Культ физической силы, физического превосходства, подчинение спорта националистическим и расистским целям – характерные черты буржуазного спорта и пропаганды его ценностей средствами кино, радио, телевидения и т. д. в условиях капиталистического общества.

Большинство американских спортивных телепередач всячески восхваляют «сильную» личность, «всеамериканского парня», сумевшего победить соперника и добиться успеха и условиях жестокой борьбы.

Зрителю внушается мысль, что и он при желании может достичь жизненного успеха, если будет соблюдать «правила игры» и стремиться к победе. Весьма примечательно, что американский социолог Р. Присута в своем исследовании, посвященном влиянию трансляции спортивных передач по американскому телевидению на зрительскую аудиторию, приходит к выводу, что американцы, любящие и имеющие привычку смотреть «большой спорт», по сравнению со средним телезрителем более склонны к индивидуализму, национализму и консерватизму.

Поскольку суть спорта– состязание, стремление к высшим достижениям, то технические результаты, определяющие победу, рекорды – главная «продукция» спорта. Поэтому в условиях буржуазного общества объектом культа становится и рекорд. Он лишается всякого нравственного, эстетического содержания. К нему причисляется просто всякое «самое высшее», «самое большое», «самое сенсационное», «самое поразительное».

На самом деле высокий спортивный результат, рекорд в спорте – это не престо высокое техническое достижение. Он всегда имеет и определенное нравственное основание, выступая ориентиром в системе ценностей. Вот эта нравственная основа рекорда и спорта в целом выхолащивается в условиях буржуазного общества и используется лишь как фетиш, «идол», реклама.

Например, футбольный фанатизм в Бразилии. Он имеет своей причиной существенное изменение в ценностном сознании масс, которое произошло где–то в 30–х годах. Вдруг, как будто неожиданно, обнаружилось, что положение в обществе, обеспеченность, которые ранее гарантировались аристократически–буржуазным происхождением или определенным уровнем образования, достигается также и спортивным успехам.

Этот путь казался таким коротким, прямым и общедоступным. Нужно якобы только иметь крепкие ноги или кулаки, и ты – хозяин своей судьбы. Эта иллюзия поддерживалась и укреплялась всеми доступными буржуазной пропаганде средствами.

Судьба спортсмена, как и кинозвезды или эстрадного идола (эти фигуры одномасштабны в современной массовой культуре), в условиях буржуазного общества становится предметом жадного любопытства, а следовательно, и безудержной спекуляции.

Все его предметное окружение приобретает вдруг признак высшей ценности, все его действия и поступки наполняются символическим смыслом. И все это сейчас же становится эталоном для массового тиражирования вещных и поведенческих образов (имиджей). Они становятся частью инструментария для воздействия на массовое сознание и манипулирования им. Спекулируя на репрезентативных функциях спорта, можно подстегнуть и разжечь самые низменные чувства: национализм, фанатизм.

Именно в этих целях германский фашизм пытался использовать Олимпийские игры 1936г., мобилизовав для этого всю необходимую знаковую атрибутику и пытаясь представить любой успех немецких спортсменов как знак превосходства человека нордической расы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)