Экзистенциальный психоанализ

Фрейдовский психоанализ — Сартр характеризует его как «эмпирический» — провозглашает наличие некоего психобиологического «остатка», который вовсе не самоочевиден для сознания — это либидо и воля к власти.

То, что они являются основой комплексов, обнаруживают эмпирические исследования, которые сами по себе случайны (в том смысле, что каждый из них не обладает качеством необходимости).

Поэтому «ничто не мешает принять априори некую “человеческую реальность”, которая посредством воли к власти не будет выражаться, либидо которой не будет конституировать недифференцированный изначальный проект.

Выбор, к которому обращается экзистенциальный психоанализ, именно потому, что он есть выбор, напротив того, принимает в расчет его изначальную случайность, поскольку случайность выбора есть обратная сторона его свободы».

Это значит, что никаких общих понятий, вроде либидо, никаких абстракций в качестве средства объяснения индивидуального поведения экзистенциальный психоанализ не признает. Как раз индивидуальный выбор составляет самое человеческое бытие: «нет разницы между существованием и выбором».

Можно сказать, что «комплексы» экзистенциального психоанализа совокупность выборов, которые делает человек, не выражают чего-то лежащего в их основании, поскольку они сами составляют «последнее основание» личности.

Отсюда следует и отрицание Сартром какой-то изначальной универсальной символики, всеобщих стандартных отношений символизации (испражнения символизируют золото, подушечка для иголок — женскую грудь и т.п.).

Отношения символизации существуют, но смыслы символов меняются. Так же точно, как меняется и личность.

И, может быть, самое важное отличие: если для эмпирического психоанализа материалом служат сны, мании, фобии и прочие неврозы, то для экзистенциального психоанализа — «дневные» мысли, удачные действия, стиль и пр.

Если принять тезис, что при исследовании истоков характеристик личности — человеческого поведения — не работают никакие общие понятия, то выходит, что экзистенциальная онтология имеет свой нижний предел, на котором она переходит в экзистенциальный психоанализ.

А его методы принципиально иные, чем методы онтологии.Какова же тогда связь предмета онтологии — человеческого бытия — с предметом экзистенциального психоанализа — индивидуальным человеческим поведением, определяемым желаниями? И вот как отвечает на этот вопрос Сартр.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)