Экзистенциальный психоанализ
Фрейдовский психоанализ — Сартр характеризует его как «эмпирический» — провозглашает наличие некоего психобиологического «остатка», который вовсе не самоочевиден для сознания — это либидо и воля к власти.
То, что они являются основой комплексов, обнаруживают эмпирические исследования, которые сами по себе случайны (в том смысле, что каждый из них не обладает качеством необходимости).
Поэтому «ничто не мешает принять априори некую “человеческую реальность”, которая посредством воли к власти не будет выражаться, либидо которой не будет конституировать недифференцированный изначальный проект.
Выбор, к которому обращается экзистенциальный психоанализ, именно потому, что он есть выбор, напротив того, принимает в расчет его изначальную случайность, поскольку случайность выбора есть обратная сторона его свободы».
Это значит, что никаких общих понятий, вроде либидо, никаких абстракций в качестве средства объяснения индивидуального поведения экзистенциальный психоанализ не признает. Как раз индивидуальный выбор составляет самое человеческое бытие: «нет разницы между существованием и выбором».
Можно сказать, что «комплексы» экзистенциального психоанализа совокупность выборов, которые делает человек, не выражают чего-то лежащего в их основании, поскольку они сами составляют «последнее основание» личности.
Отсюда следует и отрицание Сартром какой-то изначальной универсальной символики, всеобщих стандартных отношений символизации (испражнения символизируют золото, подушечка для иголок — женскую грудь и т.п.).
Отношения символизации существуют, но смыслы символов меняются. Так же точно, как меняется и личность.
И, может быть, самое важное отличие: если для эмпирического психоанализа материалом служат сны, мании, фобии и прочие неврозы, то для экзистенциального психоанализа — «дневные» мысли, удачные действия, стиль и пр.
А его методы принципиально иные, чем методы онтологии.Какова же тогда связь предмета онтологии — человеческого бытия — с предметом экзистенциального психоанализа — индивидуальным человеческим поведением, определяемым желаниями? И вот как отвечает на этот вопрос Сартр.
- Поиски синтеза: П. Рикёр
- Онтология и логика смысла Ж. Делёза
- От «кризиса объективности» к «кризису субъективности»
- Ж. Делез и философский облик посмодерна
- М. Фуко и его онтология дискурса
- К. Леви-Строс и структурная антропология
- Первые шаги структурализма. Структурная лингвистика
- Структурализм: западная философия на пути к постмодерму
- Хотеть, иметь и быть как детерминанты человеческого бытия
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу