Двигательная сфера праксис

Полученные нами результаты нейропсихологического обследования детей показывают, что у детей всех четырех групп имеется недостаточная сформированность двигательных функций, в большей степени динамических характеристик движений.

Как видно из сводной табл. 5, 57 % детей 1-й группы и 100 % детей 2-й группы выполняют тесты на динамический праксис с замедлением темпа, с отдельными, непостоянными ошибками, с самостоятельной коррекцией на начальном этапе выполнения задания и дальнейшим выходом на правильное замедленное выполнение.

В 3-й и 4-й группах появляются постоянные, трудно преодолеваемые ошибки выполнения тестов на динамический и пространственный праксис, что может указывать на выраженную дефицитарность предметных действий, дети этих групп (17 % — 3-я гр. и 80 % — 4-я гр.) исправляют ошибки только при помощи экспериментатора.

В целом характер выполнения заданий на динамическую организацию движений детьми четырех групп указывает на несформированность динамики двигательного акта и сложных двигательных навыков, которые формируются при определенном уровне зрелости заднелобных отделов мозга, премоторной его зоны как общий симптом для всех групп детей.

Во всех описанных нами случаях не сформировалась кинетическая составляющая двигательного акта. Кроме того, известно, что проба «кулак — ладонь — ребро» это есть некая двигательная программа, которую некоторые дети не удерживают, что может указывать на недостаточную зрелость передних лобных отделов мозга.

Что касается несформированности у части детей пространственного праксиса, то можно думать о недостаточном уровнезрелости/дисфункции зоны ТРО, т. к. эта составляющая двигательного акта, как известно, обеспечивается совместной работой пространственного, вестибулярного, слухового и других анализаторов.

Можно думать о несформированности взаимодействия этих анализаторных систем, т. к. изолированно каждый из этих анализаторов работает нормально.

Анализ результатов выполнения теста № 1, направленного на исследование произвольной организации движений, показывает, что имеется незначительная динамика балльных оценок между 1, 2, 3-й группами, что в недостаточной мере отражает степень сформированности произвольной организации движений, произвольной регуляции деятельности в целом, завышая ее. Это позволяет говорить о несформированности произвольной организации движений у детей 6— 7лет. По всей вероятности, эту пробу следует заменить.

Эта проба, как пишет А. Р. Лурия, направлена на исследование произвольной организации действий «при конфликте непосредственного воздействия и условного значения раздражителя». Во всех подобных пробах задумана возможная тенденция подчинять свои действия непосредственному раздражителю, и самой простой из них является «палец — кулак». Это подтвердили и наши опыты.

Кинестетическая основа движений, возможность точного выполнения изолированных движений, «дифференцированных положений пальцев руки» у детей 1, 2, 3-й групп практически сформирована, что указывает на зрелость вторичных отделов кожно-кинестетического анализатора, верхней теменной области мозга у детей 6 — 7лет.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)