Восприятие гнозис

Согласно экспериментальным данным у детей 1-й и 2-й групп сформированы зрительно-предметный, зрительно-пространственный, акустический речевой гнозис, отмечается богатство, адекватность, подвижность, многочисленность зрительных предметных образов-представлений в соответствии с возрастным уровнем развития.

У детей 3-й и 4-й групп отмечается дефицитарность зрительно-предметного, зрительно-пространственного, акустического речевого восприятия, что проявляется в наличии ошибок преимущественно первичного характера.

Тест № 10, направленный на исследование сохранности сферы зрительных предметных образов-представлений, оказался весьма информативным, обладающим высокой предсказательной силой.

Дети данных групп, особенно дети 4-й группы, испытывали значительные затруднения при актуализации зрительных образов предметов, что проявлялось в трудностях включения в задание, в медленном темпе выполнения, в некоторых случаях необходимости более подробного разъяснения сущности действий, совместного выполнения с ребенком одного рисунка с просьбой продолжить задание.

Зрительные образы-представления предметов у детей 3-й и 4-й групп были бедные, неточные, малочисленные, недостаточно подвижны. Как будет сказано дальше, как правило, эти дети испытывали трудности в тесте № 8, исследующем речевые ассоциативные процессы.

Осмысление этих экспериментальных данных в свете теоретических положений Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Л. С. Цветковой и др. о связи, о взаимообусловленности формирования восприятия перцептивных образов и образов-представлений и развития речи позволяет думать, что дефицитарность/несформированность зрительного предметного восприятия и зрительных предметных образов и представлений оказывает негативное влияние на развитие речевых процессов, в частности на сужение субъективного и объективного словаря.

Л. С. Цветкова подчеркивает существенную роль «целостности, интегративности и связности» зрительно-предметного восприятия зрительных образов-представлений, зрительнопредметной памяти, для «общего психического развития, развития речи и интеллекта»

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)